Скорая медицинская помощь в Пензе: дождаться и не умереть

Скорая медицинская помощь в Пензе: дождаться и не умереть

«Скорую» критикуют всегда — такая уж это служба: работать приходится в экстренных условиях

В последнее  время у недовольных появился еще один «козырь»: мол, прежнюю систему разрушили, а новшества… Стоп! Давайте разберемся.

Начнем с того, что в области создана единая диспетчерская служба: достаточно набрать «03» с городского или «103» с мобильного телефона (звонок бесплатный) — и ваш вызов поступит в диспетчерский пункт г. Пензы или межрайонного центра.

Что такое межрайонный центр скорой медицинской помощи (СМП)? Область поделена на пять зон, объединяющих несколько районов. В каждом есть диспетчерский пункт, но все они объединены в единую систему. Вызов передается в тот, который ближе всего к месту жительства пациента.  

Но — и это очень важно! — машины скорой помощи как были во всех районных центрах, так и остались. Объединены только диспетчерские пункты, и неотложки закреплены за каждым из них (по зонам).

Принципиальное же отличие заключается в том, что жесткого деления машин СМП по районам больше нет. Бригады из близлежащих населенных пунктов всегда могут прийти на помощь соседям, у которых «аврал». Действует принцип мушкетеров: один за всех и все за одного.

Когда счет идет на секунды

В работе «скорой помощи» ключевой момент – время доезда врачей к больному (в идеале – 20 минут). Медики утверждают, что целью реформы было как раз стремление сократить это время за счет мобильности неотложек.

— Представьте, что поступил вызов, скажем, из поселка Шемышейка: человек при смерти, а в районе все бригады заняты. В этом случае диспетчер центрального пункта может направить туда свободную машину из любого района, которая в этот момент ближе к пациенту, — поясняет главный врач ГБУЗ «Городская станция скорой медицинской помощи» Оксана Коробкова.

Но тут, правда, много тонкостей. Во-первых, по нормативам на 10 тысяч населения полагается один автомобиль СМП — в соответствии с этим г. Пензу и прикрепленные за центральной станцией районы обслуживают 58 бригад. По документам машин достаточно, но на практике их часто не хватает.

Время, которое врачи должны провести у пациента, в идеале не должно превышать 30-45 минут. Но бывают тяжелые случаи, когда бригада вынуждена провести около больного два, а то и три часа.

Задержка может начаться даже в момент обращения в скорую помощь.

— Мы обязаны опросить пациента по определенному алгоритму, — рассказывает фельдшер по приему вызовов и передаче их выездным бригадам Валентина Деревянкина. — На эти вопросы надо ответить, даже если кажется, что они не имеют никакого отношения к делу. Обычно это занимает не больше минуты.

А многие начинают кричать, чтобы мы прекратили пустые разговоры, обзываются, проклинают нас, бросают трубки. Или не могут от волнения взять себя в руки. Недавно позвонили молодые родители — их ребенок-грудничок задыхался. Бригада реанимации уже сидит в машине, а они рыдают, передают друг другу телефон и никак не могут даже адрес назвать.

О машинах и дорогах

К задержкам при выезде к пациентам часто приводит неисправность автомобилей. В идеале автопарк «скорых» надо обновлять каждые 4–5 лет, потому что их годовой износ превышает 20 процентов.

— Чем старее автомобиль, тем более непредсказуемо он себя ведет и требуется больше денег на обслуживание, — рассказывает заведующий СМП при ГБУЗ «Сердобская межрайонная больница им. А.И. Настина» Юрий Шилин. — У нас введено четкое разделение труда: по бездорожью отдаленных сел и деревень мы пускаем маневренные проходные уазики с двумя мостами, а для доставки пациентов в межрайонную или областную больницы используем быстрые и комфортные «фиаты» – по трассе она летят стрелой.

Хорошая новость: в прошлом месяце ГБУ Пензенской области «Центр по транспортному обслуживанию государственных учреждений здравоохранения» приобрело 49 автомобилей СМП. Они вышли на линии уже в первых числах марта.

Существуют проблемы и с дорогами. Это опять-таки особенно актуально для глубинки. Во многих селах чистят только центральные улицы, и врачам нередко приходится по 1–2 километра топать к больному по сугробам.

А кадры где?

Январь и февраль 2015 года для сотрудников СМП по всей Пензенской области выдались очень напряженными. К традиционному росту травматизма в период новогодних праздников вскоре добавился грипп.

— Если в среднем нормой считается 500 вызовов в сутки, — рассказывает заведующая оперативным отделением ГБУЗ «Городская станция скорой медицинской помощи» Анжела Каспарова, — то тогда эта цифра превышала 700.

Работа в едином информационном пространстве отличается высокой динамичностью: съездили на один вызов, тут же поступает другой — и так сутки напролет. Многие врачи и фельдшеры (особенно из районных отделений) поувольнялись, не выдержав нагрузок.  
Да и требования к сотрудникам СМП сейчас стали значительно выше. Времена, когда подработать в скорой помощи мог любой врач, прошли. Сейчас сюда берут только специалистов, имеющих специальный сертификат. А чтобы его получить, надо пройти обучение в соответствующей интернатуре или ординатуре. Поэтому уровень оказания скорой медицинской помощи в нашей области в последние годы вырос, но и проблема нехватки кадров обострилась.

Берегите врачей

Работа в системе СМП сложна не только в физическом, но и в моральном плане. Ведь про то, сколько жизней ежедневно, ежечасно удается спасти врачам неотложки, знают единицы, а случись беда — каждый готов бросить в них камень.

Недавно по одному из ТВ-каналов показывали сюжет, как бригаду СМП одного из российских городов в полном составе (вместе с водителем) госпитализировали после выезда на место. Приехав на вызов, врачи констатировали смерть молодого человека от удушения (он повесился). Друзья погибшего стали требовать, чтобы медики «откачали» его, избили их.

И если случаи физического насилия по отношению к бригадам СМП случаются не слишком часто, то с негативом в разных его проявлениях им приходится сталкиваться почти ежедневно. Самая распространенная жалоба: врачи не назначили лечение.

— А мы и не должны этого делать, — объясняет фельдшер СМП (г. Пенза) Татьяна Л. — Наша задача — оказать неотложную помощь, а лечением должен заниматься участковый врач, который имеет возможность наблюдать за пациентом, знает историю его болезни. Люди этого не понимают. Многие не скрывают, что им не хочется записываться на прием в поликлинику, сидеть в очереди… А врачи «скорой» — как услуга с доставкой на дом: и давление померяют, и укол сделают, и кардиограмму снимут.

Может ли «скорая» не приехать?

Поясняет Оксана Коробкова:

— По инструкции мы не имеем права не принять вызов. Другое дело, что вызов вызову рознь. У нас существует разделение звонков на экстренные и неотложные.

Первые — это случаи, требующие срочного медицинского вмешательства, так как они представляют угрозу для жизни человека: ДТП, падения с высоты, утопления, все «уличные» вызовы (обморожения, обмороки), судороги, инфаркты, сильная боль за грудиной, отек легких, психические заболевания (если человек представляет угрозу для себя и окружающих) и т.п. В этом случае к больному направляется реанимация или любая свободная бригада.

Вторая категория вызовов подразумевает состояния, которые не несут угрозу для жизни.

— Бывали случаи — поясняет Анжела Каспарова, — когда нам звонил взрослый человек и жаловался, что у него болит ухо. Мы верим, что боль может быть очень сильной, но это не повод для вызова «скорой». Таким пациентам мы рекомендуем поехать в больницу самостоятельно, записаться на прием к специалисту. Либо, если он настаивает, ждать, пока мы обслужим все срочные вызовы.

К неотложным вызовам относят артриты, артрозы, остеохондрозы, болевой синдром, даже обострение хронических заболеваний, которые не угрожают жизни пациента (например, хронический панкреатит или холецистит).

Довольно высокой по-прежнему остается доля ложных вызовов.

Что можно сказать в заключение. Конечно, определенные вопросы к системе оказания СМП остались. Какие-то фрагменты общей системы пока отрабатываются, какие-то — говорят об успехах. Системе здравоохранения требуются большие денежные вливания, но еще больше — профессионалы, понимающие бесценность человеческой жизни.

Область разделена на пять зон обслуживания:

— Каменская (Каменский, Белинский, Тамалинский, Башмаковский, Пачелмский районы).
— Сердобская (Сердобский, Бековский, Колышлейский, Малосердобинский районы).
— Нижнеломовская (Нижнеломовский, Земетчинский, Вадинский, Наровчатский, Спасский районы).
— Пензенская (г. Пенза, Бессоновский, Пензенский, Мокшанский, Иссинский, Лунинский, Лопатин­ский, Никольский, Шемышейский районы).
— Кузнецкая (Кузнецкий, Неверкинский, Городищенский,  Сосновоборский, Камешкирский районы).

КСТАТИ

Проект по диспетчеризации службы скорой медицинской помощи в Пензенской области реализуется с 2011 года. Мы являемся первопроходцами по внедрению данного опыта в целом по Российской Федерации. Сейчас этот сервис успешно внедряется в Башкирии, Удмуртии, Москве, Санкт-Петербурге.

Как работает единая диспетчерская служба

Чтобы увидеть, как все это работает, мы побывали в диспетчерском пункте Пензы, расположенном на базе ГБУЗ «Городская станция скорой медицинской помощи».

На приеме вызовов тут работает десять человек. У каждого на столе два компьютера и телефон. Поступает звонок. На одном из компьютеров диспетчер  заполняет анкету: адрес, телефон, Ф.И.О. больного, на что жалуется.

После того как заявка принята, она появляется на втором мониторе. Там отражаются все принятые за сутки вызовы и их статус (обслужены или нет), а также местонахождение всех имеющихся в области машин СМП.  Далее согласовывается, какую — специализированную или общепрофильную — бригаду лучше направить  к больному, после чего происходит передача вызова.

Чтобы получить очередной адрес, бригаде необязательно возвращаться на базу. Все машины  оборудованы специальной навигационной системой ГЛОНАСС, которая позволяет отслеживать их местонахождение и  направлять на новые вызовы по расположенным поблизости адресам.

Связь осуществляется как по сотовому телефону, так и по рации, которыми оснащены все машины. Помимо этого, у каждой бригады имеется планшетный компьютер с навигационной программой. Через него также передаются данные о статусе вызова.

195 674 вызова было обслужено областными бригадами скорой медицинской помощи в 2014 году.

Обращение к читателям

Сегодня мы рассказали о принципах устройства новой системы службы скорой медицинской помощи. А вот о том, как она срабатывает на местах, в каждом районе, нам хотелось бы узнать от читателей. Давайте вместе проведем такой мониторинг — не ради критиканства, а ради выявления узких мест, с тем чтобы устранить их.

Пишите нам по обычной почте или электронной, звоните по тел.: 643-486, 643-487, 643-480.

Автор: Елена СВЕРДЛОВА

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER