Как в Пензе и Каменке Айболитами становятся

Как в Пензе и Каменке Айболитами становятся

Истории Михаила Тимакова и Зинаиды Клыженко

Михаил Тимаков из Каменки больше 40 лет лечит животных. Он на этом, простите за каламбур, уже «собаку съел». Профессию — одну и на всю жизнь — выбрал еще в детстве. В поселке Красный Май, где он родился, тогда в каждом дворе держали скотину. Если у кого-то заболевала корова, это была большая трагедия. А Миша всех животных жалел  до слез. Поэтому и решил, что станет ветеринарным врачом.   

Окончив восьмилетку, Михаил поступил в Кузнецкий зооветтехникум. Потом ушел в армию, где его знания пригодились. Служил он на советско-китайской границе. На заставах держали свиней, овец, коров. Вот и пришлось с головой окунуться в работу.

Позже он получил высшее образование по своему профилю. И уже много лет профессии не изменяет. С 1985-го — бессменный заведующий Каменской ветлабораторией.
Говорят, незаменимых нет. Но это не про Михаила Александровича. Кто же его на заслуженный отдых отпустит? Нужны его знания, опыт. К тому же молодую смену надо еще поискать...

Большинство его коллег тоже пенсионеры.   

— Я ездил по  деревням, агитировал молодых людей учиться на ветеринара. Некоторые заинтересовались. Особенно на одну девушку возлагал надежды — умная, ответственная. Но, окончив институт, она вышла на работу в частную клинику в Пензе, — сетует Тимаков. — Там у нее зарплата 25 тысяч рублей, а в государственной сфере 8–10 тысяч для молодых специалистов — потолок.

Научный интерес

Ветеринария тесно связана с медициной. Здесь также есть простор для научных открытий. Постоянно изобретаются новые вакцины. И в Каменке, кстати, не только пользуются плодами научных достижений, но и активно помогают прогрессу. Ведь ученым нужен плацдарм для испытаний.

Так, вакцина от аспергиллеза (грибкового заболевания, которое может серьезно поражать как легкие, так и кожные покровы) разрабатывалась специалистами Московской ветеринарной академии при поддержке Каменской ветлаборатории.  

Наш герой ведет и самостоя­тельные исследования. Когда сын Михаила собирается на утиную охоту, отец велит:

— Дима, добудешь дичь — потроха мне, посмотрю, чем дикие птицы в районе болеют.

Болезни старые и новые

— Что и говорить, далеко шагнула наука, — рассуждает Тимаков. — Уже много лет не регистрируется такое заболевание, как туберкулез животных. Благодаря ветеринарному контролю люди перестали умирать от бешенства. Лет 15 в районе не было случаев сальмонеллеза.

Но ветеринары столкнулись с новыми реалиями. Рак у животных раньше был в диковинку, а сейчас участились случаи опухолей, лейкоза. Животные, как и люди, тоже оказались восприимчивы к загрязнению окружающей среды. Их спасти практически невозможно. Ну, прооперируешь, а дальше? Ведь никто не будет проводить собаке химиотерапию… Даже исследований в этом направлении ведется крайне мало.

Много неприятностей добавили владельцам скота… клещи. После их укуса у животных может развиться гемоспорадиоз — болезнь, которая способна погубить животное.

— А все потому, что в России уже давно не ведется масштабной обработки природных зон от клещей, — объясняет ветврач. — Да и потепление климата сыграло свою роль. К сожалению, вакцины от этого заболевания нет.

Природу не обманешь

По словам Тимакова, в районе сейчас многие заводят вместо дворовых мурок и бобиков породистых кошек и собак. Даже безволосыми сфинксами уже никого не удивишь. Увы, питомцы голубых кровей болеют чаще. Почему?

— Природу не обманешь, — констатирует ветврач. — Дворняжка — плод естественного отбора. Породистый кот или собака — результат отбора человека, его прихоти, ориентируясь на которую культивировались те или иные внешние особенности.

Был период, когда поголовье скота в районе существенно снижалось.  Сейчас вновь пробуждается интерес к сельскому хозяйству. Особенно к птицеводству. Причем люди разводят не только кур, гусей и уток, но и фазанов, цесарок.

Рыбоводство набирает темпы. Михаил Александрович уверяет: пензенскую рыбу можно есть без опаски. Это показывают и пробы воды, и анализы готовой продукции. В Каменке описторхоза нет, как, впрочем, и в большинстве районов губернии.

Был такой случай...

Каких только пациентов не лечил Михаил Александрович! Обследовал верблюдов, которых завезли на одну из турбаз для развлечения клиентов, и фазанов, наклевавшихся целлофана во дворе у фермера.

Приходилось лечить обезьяну из заезжего цирка. Мартышку накормили «вкусняшками» с хозяйского стола, и у нее случилось расстройство желудка.

Однажды у соседей одновременно отелились буренки, но у одной новорожденный погиб.

— Мужчина, у которого корова осталась без приплода, утверждал, что сосед ночью пробрался к нему в сарай и подменил теленка. От меня он требовал проведения теста на ДНК, — вспоминает ветеринар.

Насмотрелись люди различных ток-шоу…

С животными нужно быть спокойным, уверенным, доброжелательным. Если человек испытывает страх или агрессию, у него меняется запах.

— Однажды, я тогда еще молодой был, неопытный, нужно было сделать прививку здоровенной овчарке. Уколол и бочком стал продвигаться к выходу. Видно, пес почувствовал мой страх — перемахнул через двухметровый вольер и погнался за мной. Потрепал маленько… На руках остались шрамы.

Братья наши меньшие умеют быть и благодарными. Как-то Михаил Александрович спасал собаку, которая попала под машину. Раздробленную лапу нужно было ампутировать. Когда готовил псину к операции, ласково разговаривал с ней, и она смотрела на него так, как будто все понимала, и не сопротивлялась.

Впоследствии ветеринар не раз видел эту собаку, шустро передвигавшуюся на трех ногах.

Пациент сказал «гав»    

Зинаида Клыженко тоже с профессией определилась в детстве: она знала, что будет кого-нибудь лечить. Окончив школу, девушка подала документы сразу в два вуза — в одном она могла получить диплом ветеринара, в другом — педиатра. Поступила в оба. Но выбрала ветеринарию.

Работать по специальности Зина начала еще студенткой. Она стала ассистентом опытного хирурга, который проводил сложные операции животным.

Зинаида как будто чувствовала, что этот опыт ей вскоре пригодится. Однажды, спеша на работу, студентка увидела на обочине сбитого машиной щенка. Он жалобно скулил. Оценив ситуацию, Клыженко поняла, что дело плохо. Она бережно взяла его и понесла в клинику. Его сразу же положили на операционный стол.

— Думала, бедняга не выживет, слишком серьезные были травмы — переломы задних и передних лап, ушиб внутренних органов, — вспоминает Зинаида. — Но решила сделать все, что в моих силах.

После операции Клыженко забрала щенка к себе домой, делала ему перевязки, ставила капельницы. Питомец выздоровел и стал верным другом семьи.

Вкусные камни

Сейчас Клыженко работает в одной из известных ветклиник Пензы. Скольким животным она продлила жизнь, уже и не сосчитать. Одна киса благодаря хорошему уходу и своевременному лечению дожила до 21 года. (В среднем максимальная продолжительность жизни у кошек и собак — лет 15).

— Люди хотят, чтобы их питомцы были с ними как можно дольше. Бывает, что хозяин о своем здоровье так не заботится, как о здоровье своей кошки.

У животных тоже есть своя «диспансеризация». Ответст­венные владельцы приносят питомцев на профосмотры. Но все предусмотреть не удается.

У одной женщины кошка обожала миндаль. Учуяв запах орехов, воровала их со стола, с жадностью глотая. Один орешек встал поперек кишечника, вызвав непроходимость. Понадобилась операция.

Однажды на прием привезли собаку, которая отказывалась от еды, стала вялой. В клинике провели обследование. Оказалось, желудок у нее был полон… камней. Неизвестно, чем уж они пришлись ей по вкусу. Неразборчивую псину удалось спасти.

МРТ для песика

В арсенале современных ветврачей имеется и УЗИ-аппаратура, и рентген. Есть возможность сделать анализы крови. Животным назначают даже МРТ, правда, в Пензе такой техники в ветеринарных клиниках пока нет, но в Москве и Петербурге услуга востребована.

Когда Клыженко делает пациентам УЗИ или другое обследование, она всегда разговаривает с ними, пытаясь успокоить. Голос у нее тихий, ласковый, животные слушаются, будто загипнотизированные. Разве что с крупными собаками иногда бывают проблемы.

— Но они не виноваты, это хозяева их неправильно воспитали, – защищает хвостатых хулиганов врач.

МНЕНИЕ

Что для Васьки полезнее?

Мы спросили у Зинаиды Клыженко, чем лучше кормить кошек и собак — натуральной едой с хозяйского стола или специализированными кормами.

— Лучше использовать корма премиум-класса, они сбалансированные по витаминам и микроэлементам. К тому же их можно подобрать, исходя из особенностей животных, — ответила она. — Но не всем это доступно по цене. Если выбирать между дешевыми кормами, которые продаются в любом супермаркете, или натуральной едой, я за «натуралку». Ну что может дать животному субстанция, в которой мяса не более 4 процентов?

ИНТЕРЕСНО

Знаете ли вы, что ветеринарные врачи, как и те, кто лечит людей, тоже дают свою профессиональную клятву.

Они клянутся беречь людей от болезней, которые передаются от животных, с честью нести звание врача ветеринарной медицины. Также они обязуются спасать животных и улучшать их продуктивность, всегда помнить о своих профессиональных обязанностях, ответственности перед государством и перед народом.

Где вы, молодые кадры?    

На сегодняшний день в государственной ветеринарной службе региона трудятся 368 сотрудников. Из них 193 врача, остальные фельдшеры. 50 сотрудников — пенсионного возраста.

Среднестатистический пензенский ветеринар — это мужчина за 50.  

— Кадровый вопрос в нашей сфере стоит очень остро. Значительный процент ветеринаров, работающих в сельской местности, — люди предпенсионного возраста. Значит, если ситуацию не менять сейчас, через несколько лет она станет критической, – рассказывает начальник регио­нального управления ветеринарии Михаил Максимов.

Поехал в село — получи деньги

Ситуация осложняется тем, что высших учебных заведений, в которых можно получить диплом ветеринарного врача, в Пензе нет. Для этого надо ехать в Саратов, Ульяновск или Мордовию.
Люди, которые получают профильное образование, успешно трудоустраиваются в частных клиниках Пензы, которых в последние годы стало значительно больше. Зооцентры набирают штат сотрудников, а зарплату могут предложить гораздо большую, чем государство.

Очевидно, что назрела пора перемен.  

— В регионе была разработана подпрограмма по развитию ветеринарной службы на 2016–2020 годы, — рассказал Михаил Сергеевич. — Она чем-то похожа на ту, что действует в сфере медицины. Ставка будет сделана на студентов, которые будут поступать в учебные заведения по целевым направлениям. В этом году состоится первый такой набор. Предусмотрены ежегодные компенсационные выплаты в размере 100 тысяч рублей молодым специалистам, которые приедут в село. Кроме того, помимо зар­платы они ежемесячно будут получать по 10 тысяч рублей.
В программе также предусмотрены средства на повышение квалификации сотрудников,  укрепление материально-технической базы. Первоочередные задачи — покупка  дезинфекционной техники и автомобилей скорой ветеринарной помощи.

Чума подложила свинью

Какая болезнь животных сейчас больше всего тревожит ветеринаров?

По словам Максимова, это африканская чума свиней. В начале этого года регион столкнулся с ней впервые. Оперативные действия службы смогли остановить ее распространение. Но расслабляться нельзя. Новые случаи чумы опять регистрируются на территории соседних регионов.

Уже 120 лет ученые не могут найти способ лечения этого заболевания. Вирус боится только огня.

— Прошу владельцев скота отнестись к этому очень серьезно. При первых симптомах болезни свиньи нужно сразу же вызвать ветеринара. Ситуацию замалчивать нельзя. Это чревато огромным экономическим ущербом для региона, — сказал главный ветеринарный инспектор Пензенской области.    

Полезные телефоны:

Пензенская областная станция по борьбе с болезнями животных — 58-13-70.
Пензенская городская станция по борьбе с болезнями животных — 49-07-57.
Пензенская областная ветлаборатория — 68-62-32.
Управление ветеринарии Пензенской области — 66-66-23.

Автор: Лариса РЯБИНИНА

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER


Популярное