Как бороться с наркоманией?

Как бороться с наркоманией?

В России ежегодно от наркотиков умирает почти 70 тысяч человек в возрасте от 15 до 34 лет. Страдают зависимостью более 8 млн.

Очевидно, только карательных мер в борьбе с наркотиками недостаточно. Что предлагает сегодня государст­венная система профилактики наркомании?

Русская рулетка

Жителю Пензы Константину Акимову (имя и фамилия изменены) 37 лет. Он женат, воспитывает трехлетнего сына, имеет небольшой бизнес. Глядя на него сегодня, и не подумаешь, что он в течение 15 лет был героиновым наркоманом.

— Меня могло бы уже не быть на этом свете, — говорит Константин. — Большинство из тех, с кем я кололся, уже давно лежат по кладбищам.

Ему было 15 лет, когда он впервые попробовал гашиш в компании сверстников. Мальчик из приличной работящей семьи, в которой никто и алкоголем-то не злоупотреблял. Сработало стадное чувство. Оказалось, он сыграл в русскую рулетку.

— Спустя полгода после первой затяжки «травкой» я перешел на внутривенное употребление опия, — рассказывает Костя.

И в результате — 15 лет, вычерк­нутых из жизни. Опий, героин, дезоморфин… При этом ему каким-то образом удалось окончить профессиональное училище. Устроился на работу, получал неплохие деньги. Только вот большая их часть уходила на наркотики. Долго удавалось обманывать родителей. А может быть, они боялись правды и делали вид, что ничего такого с их сыном не происходит?

Выход из черной дыры

Страшная правда вскрылась через пять лет после того, как Константин стал зависим от наркотиков. Он попал в реанимацию – передозировка героина. Клиническая смерть, потом сутки в коме…

— Умом я понимал, что был на волосок от смерти, что виной тому – наркотики. Первая мысль: «Больше никогда!». Но героин оказался сильнее меня. На третий день после выхода из реанимации я опять укололся.

Потом он периодически оказывался на больничной койке. Его откапывали, снимая интоксикацию, откачивали после очередной передозировки. Каждое утро он давал себе слово покончить с наркотиками и нарушал его вечером того же дня.

На его глазах, один за другим умирали друзья-наркоманы (точнее, как выражается Константин, «соупотребители»). Спасли его родители, определив в частный реабилитационный центр, расположенный в одной из соседних областей. Девять месяцев строгой изоляции и никаких медикаментов, только психологическая работа над собой под руководством профессионалов.

И случилось чудо — из реабилитационного центра он вышел совсем другим человеком. У него получилось вырваться из черной дыры, стойкая ремиссия продолжается уже шесть лет.

Лечат по стандартам

На тему помощи наркозависимым мы беседовали с главным врачом областной наркологической больницы Юрием Уткиным.

Рассказываю ему историю Константина, спрашиваю, почему же ему смогли помочь только в частном реабилитационном центре, а не в государственном лечебном учреждении?

— Потому что медицинская реабилитация алкоголиков и наркоманов — это только первый этап на пути к выздоровлению, — объясняет доктор. — Когда пациент с химической зависимостью попадает к нам в стационар, мы работаем с ним по принятым стандартам Минздрава: лечим его препаратами, снимающими ломку, затем теми, которые избавляют от побочных эффектов, помогают удержаться в ремиссии. Если нет противопоказаний — прописываем лечебную физкультуру. Используем термотерапию, рефлексотерапию, физиотерапию, массаж.

Потом больного, по его желанию, могут отправить в реабилитационный наркологический центр, расположенный в поселке Русский Ишим Городищенского района. Здесь с ним опять же по стандартным программам работают психиатры-наркологи, психотерапевты.

Госстандартами не преду­смотрена самая важная ступень — социальная реабилитация, направленная на восстановление человека в социуме, на удержание его в ремиссии на долгий срок.

— Мы даже трудотерапию в реа­билитационном центре не имеем права официально назначать, — сетует Юрий Александрович. — Только если пациент сам изъявит желание, допустим, помочь поварам на кухне или предложит свои услуги в качестве грузчика…

Теперь мне кое-что становится понятно. В коммерческих клиниках и немедицинских реабилитационных центрах, где специалисты не связаны стандартами и сами подбирают методику для конкретного пациента, эффект от лечения гораздо выше.

Но доступны эти услуги далеко не всем. Например, месяц пребывания в одном из реабилитационных центров (тамошний метод лечения, кстати, одобряют и врачи государ­ственных наркологических клиник, и сотрудники ФСКН) стоит почти 50 тысяч рублей. А курс лечения рассчитан минимум на полгода!

Дорогая программа

В апреле текущего года правительство РФ утвердило новую долгосрочную программу противодействия незаконному обороту наркотиков. Суть ее в создании единой системы сертифицированных реабилитационных центров, работающих в соответствии с международной практикой и рекомендациями ООН.

Планируется, что в нее помимо четырех государственных центров могли бы войти почти 500 некоммерческих организаций. Все они смогут участвовать в конкурсах на грантовую поддержку. Таким образом, у наркозависимых людей с небольшим достатком может появиться шанс лечиться в платных реабилитационных центрах за счет государства. Но деньги на эту программу пока не выделены Минфином России.

— Средства нужны немалые — 1,8 миллиарда рублей, — рассказывает сотрудник отдела УФСКН по Пензенской области Дмитрий Подлужный. — Без этого программа не заработает. Пока мы только собираем предложения по урегулированию законодательства в сфере реабилитации и ресоциализации со всех заинтересованных структур, таких как Минздрав, частные клиники, НКО, религиозные объединения.

В данном случае речь идет о введении закона о принудительном лечении. Наркоман – человек, по определению, неадекватный и социально опасный. Тогда почему же мы до сих пор лечим наркозависимых только по их желанию?

Подсчитано, что, заработав, программа способна сэкономить государству около 43 миллиардов рублей в год, затрачиваемых сегодня на лечение рецидивов наркомании, на 10 процентов снизить смертность среди работоспособного населения, на 15 процентов сократить уровень преступности среди молодежи.

Остается надеяться, что жизненно необходимая программа получит финансовую поддержку государства.

Автор: Наталья СИЗОВА

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER


Популярное