Шанс 1 из 10 тысяч: полицейский стал донором костного мозга для пензячки Ирины Ермишиной

Их первая встреча состоялась через 2,5 года после процедуры

Шанс 1 из 10 тысяч: полицейский стал донором костного мозга для пензячки Ирины Ермишиной

Донора костного мозга нуждающиеся могут ждать очень долго. Пензячке повезло – она смогла вернуться к обычной жизни.

Ирина Ермишина похожа на воробушка. Такого, знаете, весеннего – она так же весело щебечет и радуется миру вокруг. Потому что понимает истинную цену жизни. 

Страшный диагноз

Ирина Александровна раньше не задумывалась, что привычный мир – семья, работа, здоровье – может рухнуть буквально в одну минуту. Но случилось именно так. Ее вселенную изменило короткое слово: лейкоз. Потянулись дни на больничных койках под капельницами. Много поддерживающих процедур пациентке провели в Пензенском центре крови. Борьба с болезнью отнимала силы и желание жить. Но она не сдавалась – ради дочки, ради мамы. Они и много близких и даже не очень людей поддерживали как могли. 

После очередного курса лечения забрезжила надежда – Ирине стало лучше. Но через некоторое время – рецидив, и все по новой: больничные стены и методичное шлепанье капель лекарства из прозрачного флакона в трубку. 

– После рецидива мне предложили трансплантацию костного мозга. Я согласилась, хотя врачи честно признавались, что стопроцентного результата гарантировать не могут, – объясняет она. –   Медики предлагали поехать в Питер или Киров. Я выбрала Кировский НИИ гематологии и переливания крови ФМБА России.

Позвоночник уцелел

Мы все вроде люди просвещенные. Но многие, услышав словосочетание «трансплантация костного мозга», впадают в панику. Дескать, это же дырку в позвоночнике просверливают у донора, оттуда выкачивают стволовые клетки, а потом их закачивают в позвоночник больного.

Ну, бред, конечно! На самом деле процедура забора стволовых клеток аналогична аппаратному плазмоферезу, когда у донора забирают кровь, отделяют нужные компоненты и возвращают ее обратно. Только протяженность ее дольше – два дня по 4-6 часов. 

А трансплантация представляет собой переливание крови. Так что позвоночник, как видите, никто не калечит. Но процедуре предшествует курс мощной химиотерапии, цель которой – уничтожить все больные клетки перед получением новых, здоровых.

– Знаете, то, что со мной произошло, – это настоящее чудо, – не устает повторять Ирина Александровна. – Донора костного мозга многие пациенты ждут всю жизнь. Вероятность – 1:10 000. 

Находящихся в регистре называют спящими ангелами. Они для многих последняя надежда. Когда обнаруживается совпадение и донор идет на сдачу стволовых клеток – ангел «просыпается», чтобы спасти кого-то. Но большинство пациентов не дожидаются, а я дождалась! 

Сначала на роль донора пробовали дочь Ирины, но процент генетического совпадения оказался всего 50. Это очень мало. А вот с Андреем Изергиным из Кирова совпадение показателей вышло 10 из 10, то есть они словно генетические близнецы. 

«У меня есть брат!»

– Процедура переливания была безболезненной, радостной. Когда она началась, я мысленно разговаривала со своим донором. Сказала, что у нас будет все хорошо, и попросила, чтобы он помог мне. Считаю 5 апреля 2022 года своим вторым днем рождения.

Самое сложное в трансплантации костного мозга не переливание, а реабилитация после него. Организм же не знает, что новые клетки пришли с добром, сопротивляется. Могут возникнуть осложнения. И тогда весь процесс, включая поиск донора, придется проходить заново.

Ирина признается, что не все шло гладко. Но, глядя в зеркало на отражение, которое не узнавала, упрямо повторяла: «Все будет хорошо». Так и вышло.

Именно из-за того, что заранее никто не предскажет, как пройдет процесс восстановления, донора и реципиента знакомят друг с другом (при условии, что оба согласны на это) не раньше, чем через два года. Ирина встретилась с Андреем через два с половиной. 

– Я еще до трансплантации стала считать его своим братом. А когда увиделись, еще больше убедилась в этом.

Еще в клинике медсестры говорили Ирине: «Вот тебе пересадили его клетки, теперь станешь в чем-то похожей со своими донором». Говорят, в некоторых, например, просыпается желание… носки вязать.

Ирина считает, что она и вправду многое «унаследовала» от Андрея.

– У меня раньше группа крови была III+, а теперь – I+, – рассказывает она. – Он капитан полиции, физически крепкий человек. У него характер воина. Я и раньше была бойцом, а с таким братом – и подавно. 

Четыре капли

«Брат» и «сестра» теперь постоянно на связи. После встречи в Кирове Андрей приезжал в Пензу. 

– Мне повезло, – вновь повторяет Ирина. – Как же мне хочется, чтобы повезло всем, кому нужно чудо.

Поэтому она призывает пополнять регистр доноров костного мозга. Ведь сейчас в регионе в него занесены 1532 человека. Это очень мало. Рекрутинговый центр Федерального регистра доноров костного мозга и гемопоэтических клеток в Пензе открыт в 2022 году на базе Пензенского областного клинического центра крови. Главный врач Татьяна Крылова говорит: «Для того чтобы зарегистрироваться в нем, нужно прийти и сдать всего четыре миллилитра крови для проведения генетического анализа». Всего четыре капли для того, чтобы спасти чью-то жизнь. 

Как стать донором костного мозга в Пензе

Донором костного мозга может стать любой человек в возрасте 18–35 лет, не имеющий противопоказаний по здоровью и прошедший специальную процедуру. 

Вступить в регистр можно в Центре крови (Пенза, ул. Клары Цеткин, 41а) в будние дни, с 8 до 13 часов, или в мобильных пунк­тах забора крови во время выездных донорских акций.

Автор: Екатерина РОГОЖКИНА

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER