Пензенцы приходят в мотоспорт в 3,5 года

Пензенцы приходят в мотоспорт в 3,5 года

Рев моторов на подходе к стадиону «Сура» слышен  издалека. Сначала он похож на недовольный гул потревоженного улья. За несколько сотен метров общий хор распадается на отдельные голоса. Один идет основательно, без резких подгазовок, другой стремительно набирает скорость.

Для настоящих мужчин

Когда глазам открывается сама трасса, взгляд от спортсменов оторвать невозможно. Сердце уходит в пятки, когда они взлетают над трамплином. Неужели возможно перекричать рев двигателей и остановить железную стаю? И тут Игорь Кадомцев взмахивает рукой. Мотоциклисты послушно подкатывают к тренеру и глушат моторы. 

Пять лет Игорь работает педагогом дополнительного образования  в  Центре детского (юношеского) технического  творчества г. Пензы, тренирует команду со сложным названием «ЦДЮТТ-Вираж плюс-
ДОСААФ». Профессия сама выбрала его еще в детстве.

— Отец привел в мотоспорт, когда мне было 10 лет. Через год я попал в профессиональную команду СК «Сура», в которой выступал более 10 лет. В 17 — получил звание мастера спорта России. А с 14 — сам пробовал вести занятия. В 16 лет стал тренировать собственную группу, — вспоминает Игорь.

Перечислять победы Игоря — дело долгое. Если вкратце: неоднократный победитель и призер чемпионатов, Кубков и первенств России в личном и командном зачете, ну и, само собой, — в состязаниях областного и окружного уровней.

Он — «играющий» тренер, надеющийся и дальше покорять пьедесталы, но больше болеет за своих воспитанников. Теперь медали собирают они.

Самый титулованный из подопечных Игоря Сергеевича — восьмилетний Емельян Мальцев, выступающий  в классе 50 кубических сантиметров. Он становился чемпионом области и ПФО в 2018 году, бронзовым призером первенства ПФО в 2017-м.

Еще один спортсмен, Илья Калабин, в том же классе в 2016 году был третьим на чемпионате ПФО. Ну а на областных соревнованиях все парни в своих возрастных категориях берут призовые места.

Случайные не приживаются

В профессиональной команде занимаются 17 человек. 
В клуб приходят все более юные спортсмены. В этом году приступили к занятиям мальчики трех с половиной лет! 

— Да, мотоспорт становится все моложе, — констатирует Игорь Сергеевич. — И тренер должен быть не только специалистом своего дела, но и психологом. К каждому ребенку нужно подобрать ключик, разговаривать с ним. Иногда лучше прервать тренировку, если видишь, что спортсмен не в форме.

Словно в подтверждение его слов в помещение мотоклуба входит пятилетний Артем в сопровождении бабушки и дедушки.

— Вот, Игорь Сергеевич, — разводит руками бабушка, — внук в выходные накатался на квадроцикле и на тренировку теперь идти не хочет.

Игорь Сергеевич уходит с Артемом в раздевалку — разговор не для чужих ушей. Через несколько минут возвращаются, жмут друг другу руки, и Артем идет домой, напутствуемый тренером: «Завтра жду!»

— Вот видите, — продолжает разговор педагог, — можно было надавить, заставить, но только это не сработало бы. Лучше он придет завтра с хорошим настроем и отработает тренировку с максимальной отдачей.


Слушаться тренера

Без травм в мотоспорте не обходится. Но Игорь Кадомцев уверяет: в последние годы вероятность их получить значительно снизилась. По его мнению, работают несколько факторов. Во-первых, трассы стали готовить более профессионально. Лучше стали техника и защита, которые используют мотоциклисты, да и тренерская школа  совершенствуется.

Игорь Сергеевич уверен, что оплошности, ведущие к травмам, чаще всего допускают спортсмены, которые невнимательны к словам наставников.

Кроме тренировок на базе мотоклуба «Вираж плюс», Игорь Кадомцев в качестве педагога дополнительного образования ЦДЮТТ на базе Пензенской кадетской школы № 46 проводит для учеников начальной школы дополнительные уроки езды на мотоцикле и квадроцикле.

Учитель для байкера

Мы часто встречаем в городе машины, обклеенные знаками «У». Это осваивают дороги ученики автошкол. А байкеры, затянутые в кожу, как будто и не учатся вовсе, а как-то сразу материализуются на улицах на своих сверкающих никелем двухколесных конях. 

Ничего подобного. Обращаться с мотоциклами их тоже учат в автошколах. Игорь Кадомцев — один из мотоинструкторов школы ДОСААФ. По разговору становится понятно, что это направление работы он не очень любит. Объясняет, почему учебных мотоциклов не встретишь на улицах: программа обучения не предусматривает. И шутя  добавляет: 

— Да и кто из инструкторов поедет с учеником? Страшно же!

Игорь Сергеевич полагает, что практическую часть обучения нужно усложнить. А именно — добавить элементы экстремального вождения. Пока «площадка», по его мнению, очень проста. 


Снова в бой

Так называемый городской мотоцикл Игорь тоже не очень любит. Старается на улицы не выезжать. Одна из таких поездок закончилась для него трагически: сбила резко повернувшая машина. В результате аварии практически оторвало стопу. Врачи давали неутешительный прогноз: собрать кости можно, но подвижность сустава не восстановить. Спас друг, травматолог-ортопед Арслан Абдуллаев, за что спортсмен ему безмерно благодарен. Медик сделал сложную операцию. 

От регулярных тренировок на время восстановления Игорь отказался, ходил, заметно прихрамывая. И все равно один-два раза в год безо всякой подготовки и надежды на результат выезжал на соревнования. Чтобы погрузиться в атмосферу, без которой не представляет своей жизни. А в этом году уже планирует побиться за победу. 

КСТАТИ
Сколько стоят занятия мотоспортом?
Мотоцикл с объемом двигателя 50 кубических сантиметров, на котором ездят 5-8-летние гонщики, обходится в 320 тыс. рублей, техника для 8-12-летних (65 «кубиков») — 360 тыс. В 50-60 тыс. выливается полная форма. Добавьте сюда стоимость запчастей, ГСМ, выездов на соревнования.

Автор: Екатерина РОГОЖКИНА

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER

Введите слово на картинке