Пензенские дзюдоисты предлагают обучать единоборству в школе

Пензенские дзюдоисты предлагают обучать единоборству в школе

Они столкнулась с непониманием со стороны учителей физкультуры и родителей школьников

Что вы знаете о дзюдо? Это японское боевое искусство и спортивное единоборство без оружия. Основой его являются броски, болевые приемы, удержания, а от других видов борьбы дзюдо отличается меньшим применением физической силы.

Как и многими другими видами спорта, дзюдо можно заниматься с раннего детства, лет с 5–6. К тому же ранние тренировки даже полезны – в будущем они обеспечат человеку крепкие кости, сделают его более выносливым, гибким. Если дзюдо имеет столько плюсов, почему бы не включить обучение некоторым элементам в школьную программу наряду с бегом, волейболом или прыжками?

Нужно научиться падать

Именно это и предлагает методика «Твой первый пояс дзюдо», разработанная на уровне Европейского союза дзюдо. Как рассказал нам президент Пензенской федерации дзюдо Эдуард Копылов, она включает не броски и опасные приемы, а кувырки, прыжки и игры, направленные на координацию. А приоритетными можно считать упражнения на… правильные падения.
— В наше время дети увлекаются роликовыми коньками, скейтбордом, а все это потенциально грозит падениями, хочешь ты этого или нет, — уточнил Эдуард. — «Твой первый пояс дзюдо» как раз должен научить, как правильно приземляться, не выставляя вперед руки и защищая голову.

Дзюдо безопаснее футбола?

Несмотря на эти аргументы, Пензенская федерация дзюдо столкнулась с непониманием со стороны учителей физкультуры и родителей школьников, которые сетуют на опасность борьбы.

— Категорически не согласен, — твердо заявляет Копылов. — Это стереотипы: раз борьба — значит, опасно. Единоборство единоборству рознь. Да взять хотя бы футбол: по частоте травм он всегда в лидерах рейтингов, в то время как дзюдо не попадает даже в «десятку».

Тем не менее на уроках физкультуры никто не боится давать детям мяч и оставлять их играть без присмотра. А проводить занятия по дзюдо под своим контролем преподаватели не хотят. Хотя дзюдо предполагает свои ограничения по технике безопасности. Например, в раннем возрасте нельзя приземляться на колени из-за несформировавшихся суставов, нельзя делать «прогибы» (броски с падением), чтобы не повредить позвоночник. А о болевых и удушающих приемах до 15–16 лет речи вообще не идет.

Помогут всеми силами

Кроме того, внедрение дзюдо в школе не потребует особых затрат. Для простых упражнений достаточно обычных гимнастических матов, которые есть в каждом спортзале. Да, нужны специальные пояса, но федерация может обеспечить ими те учреждения, которые согласятся принять проект в пилотном статусе.

— Подготовку учителей физкультуры мы тоже берем на себя, — заверяет Копылов. — Организуем семинары, мастер-классы с участием тренеров сборной России по дзюдо — они готовы помочь.

Более того, главный тренер национальной команды дзюдоистов Эцио Гамба является одним из инициаторов проекта. Заметьте, обучать хотим именно физруков, а не тренеров-специалистов – нужно, чтобы методику знал каждый учитель. Сделаем мы и методички: курсы курсами, а вспомогательный материал должен быть под рукой.

Начать с малого

Почему же федерация готова приложить столько усилий для продвижения проекта? В наше время у детей огромный выбор доступных видов спорта, которыми можно заняться, а «Твой первый пояс дзюдо» поможет привлечь внимание школьников к занятиям именно дзюдо, ведь оно не хуже, чем волейбол, футбол, легкая атлетика… Причем программа нацелена именно на начальные классы, когда дети еще не определились с любимым видом спорта.

— Так мы дадим ребятам полезные навыки, а если они заинтересуются — пойдут в секцию, — предполагает Копылов.

По его замыслу элементы дзюдо должны стать частью обычных уроков физкультуры наряду с игрой в мяч, сдачей нормативов и т.д.

Начать можно с населенных пунктов, где дзюдо уже достаточно популярно, — Кузнецка, Чаадаевки, Тамалы, Наровчата.

— Конечно, весь регион охватить тяжело, но если получится запустить программу хотя бы в 10 процентах школ, это можно считать хорошим результатом, — считает президент федерации.

Что ж, проект реализовать вполне реально. Что нужно сделать? Об этом нам рассказал ведущий специалист-эксперт Управления развития общего образования Пензенской области Юрий Конкин:

— Представители федерации должны представить в Министерство образования области информацию об упражнениях, которые они предлагают включить в школьную программу. Кроме того, нужно подготовить заключение специальной экспертизы, которая проверит, что это за элементы, какую пользу они несут для развития детей, в какой подраздел обучения их надо внести, сколько часов нужно им уделить. Если заключение будет положительным, то Министерство образования даст рекомендации в Институт регионального развития, который решит, включать упражнения в программу или нет.

Автор: Филипп МИТРОФАНОВ

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER


Популярное