Жизнь бабы Мани: Не унывать, трудиться и веселиться
Много лет назад она похоронила мужа, дети и внуки живут далеко. Правда, почти каждый день кто-то приходит ее навестить. Местные жители говорят, что баба Маня для них не просто соседка, а родной человек. Этакая старейшина села, хранительница истории.
Многие любят свою малую родину. Баба Маня же от нее просто неотделима. Говорит, что прожила тут всю свою жизнь, если и уезжала, то лишь на пару дней. Как в ее любимой поговорке: «Не вздыхай глубоко, не отдадим далеко: хоть за курицу, да на свою улицу, хоть за помело, да в свое село».
Рассказывая мне о своей жизни, бабушка часто смеется, хотя в ее истории много грустных моментов. Жизнь Хорошенину не баловала.
Раскулаченные
Маня родилась в 1933 году. В Башмаковском районе, как и по всей России, раскулачивали крестьян. А кто попадал под расправу? Была в семье корова или лошадь — и ты уже кулак.Вот и родителей моей героини причислили к классовым врагам и выгнали из дома. Спасибо, хоть не сослали. Семью приютили соседи, там и родилась средняя дочка.
— Мама рассказывала, что сначала желала мне смерти, — вспоминает бабушка. — Не потому что не любила, а уж больно тяжело приходилось: в Поволжье начался голод, своего угла нет, грудное молоко не пришло, я кричу-надрываюсь. Вот она и думала: хоть бы Господь прибрал дитя, чтоб не мучилось… От безысходности мать пошла побираться: подадут соседи хлебушка, а она его разжует, в тряпочку завернет и мне — в рот.
Когда баба Маня рассказывала про это своим внукам, те недоверчиво спрашивали: «И ты ела хлеб, который кто-то уже пережевал?»
— А иначе не выжила бы, — отвечала женщина.
Вкус деревенского хлеба
От голодной смерти многих жителей села спасал спиртзавод, расположенный неподалеку. Люди мешками носили оттуда отработанное сырье — жмых. Его выбрасывали за ненадобностью, а голодные крестьяне варили из него кисель. Через несколько лет, когда голод только-только отступил, началась война. Маня как раз в школу пошла.— Мне очень нравилось учиться, — вспоминает она, — особенно любила математику. Но окончить довелось только четыре класса. Надо было по хозяйству помогать. Помню, утром намоют мне два ведра картошки, а я ее перетираю. Потом из этой массы пекли картофельный хлеб. Поставит его мать в печку — и на работу, а мне надо вовремя его вынуть. А как узнать, что готов? Секрет такой был: прислоняешь корочку к носу — если не жжет, значит, испекся.
Баба Маня до сих пор помнит вкус того хлеба, говорит, что и сейчас с удовольствием съела бы его.
Полуголодными деревенские жители ходили очень долго. Даже после окончания войны. Трудно жили…
— Помню, как старшая сестра Клавдия (она тогда была девицей на выданье) перед каким-то праздником выпрашивала у матери новые туфли, — вспоминает баба Маня, — соседи как раз продавали за 30 фунтов муки. А у нас ровно столько ее и осталось. «А что мы на праздник есть будем?» — ворчала мама. Сестра рассудила так: «Если я в нарядных туфлях пойду, меня все село увидит, а что мы голодные пришли — этого никто не узнает».
Зарплата в мешке
Родителям бабы Мани со временем позволили вернуться в свой дом. В село приехал новый председатель, и отец нашей героини — первоклассный плотник — помог ему поставить баню. В благодарность клеймо кулака сняли. Но все равно приходилось нелегко.Мане было 15 лет, а она уже наравне со взрослыми трудилась телятницей. На работу надо было приходить к пяти утра, а часов в доме не было. Чтобы дочь не опоздала, мать несколько раз за ночь вставала посмотреть: не зажегся ли свет у соседей — те могли позволить себе часы.
— Работали мы тогда за трудодни, — вспоминает старушка. — Весной, летом нам давали по 300 граммов зерна за день. Работаешь, работаешь, а зарплату в мешке приносишь. А начиная с августа просто вырабатывали трудодни. Если не выйдешь на работу — сразу снимали пять трудодней. И только в 1957 году, когда открыли совхоз, стало полегче.
Лесной чай
Одна из достопримечательностей села Троицкого — церковь во имя Святой Троицы, построенная в 1852 году. В годы становления советской власти храм не единожды собирались разрушить, но люди всегда вставали на его защиту. Потом объявили, что в церкви откроют клуб, танцы будут проводить. Но молодежь (баба Маня помнит, как это было) заявила, что никто тут плясать не будет... Тогда велели ссыпать в церкви колхозное зерно. Однако люди все равно по церковным праздникам приходили в храм, молились, а потом вместе пили травяной чай. Обычай чаепития жив до сих пор. Чабрец, мяту собирают местные женщины. В любой дом приди — и везде на зиму травы заготовлены.Баба Маня уже не может ходить далеко в лес, но и того, что растет поблизости, хватает. Бабушка обязательно запасает на зиму белоголовник (тысячелистник), его пьют от болезней желудка, желтый бессмертник — от болезней печени, чабрец и подорожник – от головной боли. Отвар чистотела помогает содержать кожу в чистоте, а листья малины и земляники заваривают зимой для бодрости. Баба Маня уверена, что порой травы помогают лучше, чем лекарства.
Если кто-то захворает, она рада нужную травку посоветовать, поддержать добрым словом. Местный фельдшер шутит: впору со старушкой зарплатой делиться.
Где родился…
— Когда же жизнь перестала быть трудной? — спрашиваю у бабы Мани.— Жизнь и не должна быть легкой, — смеется она. — Главное – не унывать, трудиться и жить весело.
В Троицком раньше так умели. На каждый праздник в селе были свои обычаи, свои песни. В зимнее время перед праздниками молодежь специально ходила по селу и утаптывала снег — для гулянья.
Баба Маня в молодости очень любила петь под гармонь. Муж гордился, что супруга у него такая певунья. А когда в 90-е годы прошлого века в храме возобновились службы, женщина стала петь в церковном хоре.
После паузы баба Маня неожиданно говорит, что лучше всего ей живется сейчас: пенсию на дом приносят, автолавка продукты привозит, тепло, светло. Вот только годы дают о себе знать… Да длинными зимними вечерами одной бывает тоскливо.
Легкая грусть набегает на лицо старушки.
Дети, внуки и правнуки Хорошениной — их фотографии, будто иконостас, занимают самое видное место в комнате — живут в Вологодской области. Приезжают, навещают, конечно, но редко. Зовут бабушку к себе. Но как оставить место, которое стало частью души?
Автор: Елена СВЕРДЛОВА
Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER
Ссылки по теме
Другие материалы рубрики
В Пензенской области живут дети, которым даже прикосновение может причинить боль
Правда и мифы о генных дерматозахВ Пензе мэрия забрала помещение у подросткового клуба «Импульс»
С центральной улицы города исчезло еще одно детское учреждениеИз Средней Елюзани на СВО отправили несколько тонн гуманитарного груза
Бренды играют в прятки: как в Пензе производят продукцию крупных марок
«Я не виноват! Ваш сын подарил мне второй шанс»: пензенец закрыл своим телом товарища
«Музыка их связала»: пензенский священник и его жена рассказали историю своей любви
Новогодние представления и спектакли для детей в Пензе 2024-2025: Гарри Поттер, «Принцесса на горошине» и маскарад
Публикуем даты и ценыВ Пензе прошел областной конкурс управленческих команд образовательных организаций
Это мероприятие состоялось впервыеБанк «Кузнецкий» подвел итоги финансовой деятельности за 10 месяцев 2024 года
Чистая прибыль Банка «Кузнецкий» за десять месяцев текущего года составила 178,5 млн рублейВ Пензенской области 31 тысяча женщин ведет деятельность как самозанятые
Развитие бизнеса реализуется в рамках нацпроектаКак открыть свой бизнес с нуля: полезные советы для начинающих предпринимателей
Банк «Кузнецкий» открыл именную аудиторию в Пензенском филиале Финансового университета при Правительстве РФ
Пензенские предприниматели активнее пользуются «зонтичными» поручительствами Корпорации МСП
Единственный пензенец, сажающий тыкву в промышленных масштабах: история Виталия Денисова
Вадим Супиков поздравил с профессиональным праздником пензенских аграриев
Спикер регионального парламента поблагодарил тружеников села за самоотверженный труд