«Мы верили»: жительница Мокшана Лилия Марушина – о трудных военных годах

В 2025 году мы будем отмечать 80-летие Победы. Этот праздник важен для всех россиян

«Мы верили»: жительница Мокшана Лилия Марушина – о трудных военных годах

Для Лилии Ивановны он имеет особое значение. Она была ребенком в пороховые сороковые, но помнит и горечь военных дней, и радость, охва­тившую всех в мае 1945 года. Мы записали ее рассказ об этом времени.  

«Держитесь вместе!»

«Родилась я в селе Свинуха (сейчас – Подгорное) в большой крестьянской семье, девятым ребенком. Мои мама и папа работали в колхозе. Отец был человеком известным – участник Гражданской войны, а затем и Финской. Забегая вперед, скажу: воевал и в Великую Отечественную. 

Он славился на всю округу как непревзойденный плотник и столяр. И сейчас в Подгорном сохранились дома, построенные его руками. 

Родители много работали. Старшие дети помогали отцу и матери во всем. В нашем личном хозяйстве были корова, овцы, птица, 50 соток земли. Жили небогато, но дружно. И вот – как гром среди ясного неба – в нашу глубинку прилетело страшное слово – война!

Даже я, тогда совсем ребенок, сразу почувствовала тревогу односельчан. Один за другим уходили на фронт мужики. Пришел черед и нашего отца. Как рассказывала мама, осенью 1941 года он собрал всех членов семьи и сказал: «Пришел и мой черед идти защищать Родину. Знаю, без меня будет трудно, но вы держитесь вместе, помогайте матери во всех делах, берегите младшеньких».  

Через несколько месяцев пришла весточка, что папа – в Заполярье, на Карельском фронте. 

«Есть хотелось всегда»

№3.JPG

Мама осталась с детьми мал мала меньше. Прокормить такую ораву было непросто. Выручали наша корова Нарядка, огород. Помню, как мама утром давала нам по две вареные картошки, стакан молока, кусок черного хлеба. Это на весь день. Есть хотелось всегда. Голод и холод были спутниками все годы войны. Кроме всего прочего, с каждого двора требовали сдать государству продналог – определенное количество мяса, яиц, шерсти. Все шло на фронт. 

Помню, как сушили нарезанный ломтиками картофель, который шел на подводный флот. Норма – десять килограммов. Вечерами наши матери и сестры вязали бойцам теплые вещи, собирали немудреные посылки на фронт. Военные зимы были суровыми. В 1942–1943 годах развелось много волков, которые терроризировали всю округу. Однажды ночью у нашего хлева послышался шум. Мать выбежала во двор и увидела большой подкоп в овчарник, стала кричать. Прибежали соседи и вилами закололи матерого волка. 

Топили деревенские дома кое-как. Хворост приходилось возить на санках из Азясьского леса (а до него – 7 км снежной целины). 

«Получив похоронку, мама упала в обморок»

Все военные зимы я провела на печке, так как теплой обуви и одежды у меня не было. Но это не самое страшное! Похоронки будто черным крылом накрыли наше село. 

Пришла беда и к нам. Брат Иван в 1941 году стал летчиком. Вся деревня гордилась им – «сталинским соколом». Летом 1942 года над нашим селом появился военный самолет. С ревом он сделал несколько кругов над домами и сбросил пакет. Там оказалось письмо от Ивана. Перегоняя самолет из Москвы к Сталинграду, он уговорил командира разрешить ему пролететь над родным селом. 

А через два месяца на него пришла похоронка. Мама, получив ее, упала в обморок. 

В начале 1943 года старшая сестра после краткосрочных курсов стала трактористкой. Как же трудно ей было! В 17 лет она управляла грохочущей, пахнущей керосином махиной. Зимой руки примерзали к металлическому рулю. Вместе с ней стала механизатором ее подруга, наша соседка. 

Жить нам стало легче. Трактористы хлеба за трудодни получали больше, чем рядовые колхозники. 

№2.JPG

А тем временем с фронта начали приходить хорошие вести. Помню, с каким воодушевлением восприняли колхозники вести о разгроме фашистов под Сталинградом. 

В самом конце войны в наших краях появились немцы – началось строительство дороги Москва – Куйбышев, к которому привлекали военнопленных. Жалкие, голодные, одетые кое-как, они уже не выглядели надменными завоевателями. Наши сердобольные женщины иногда подкармливали их. А ведь многие из них потеряли родственников на войне!  Вот что значит большая душа русского человека!  

«Люди обнимались, плакали»

День Победы… Как мы его ждали! И он пришел. 9 мая, ближе к вечеру, я сидела около дома. К нам во двор забежали две соседки с криками: «Победа! Победа!» Улица быстро наполнилась народом. Люди обнимались, плакали от счастья и от горя, ведь половина мужиков, ушедших на фронт из нашего села, остались лежать в земле, на чужбине. 

В 1945 году демобилизовался наш отец. Война подорвала его здоровье. После победы жизнь не сразу наладилась. Были еще и голодные, и холодные годы. Только через несколько лет отменили продуктовые карточки, в магазинах начали появляться промтовары.

После школы я получила профессию бухгалтера. После этого в своей родной деревне уже не жила. 

В 1957 году вышла замуж. Одна за другой родились две дочери. Работала в различных организациях района. С 1961 по 1995 год – в Мокшанском сельском профтехучилище. 

Я прожила большую и сложную жизнь. Военные годы стоят в ней особняком… С большой тревогой слежу за Донбассом, где украинские националисты развязали войну. Переживаю за ребят, участвующих в СВО. Как тогда, в детстве, верю в нашу страну, наш народ, который нельзя победить».

Автор: Валерий ТИТОВ

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER