Женщина с неограниченными возможностями

Женщина с неограниченными возможностями

Для людей, имеющих серьезные хронические заболевания, придумали слова «с ограниченными возможностями». Но часто это противоречит действительности.

Ах, война... 

Валентина Никитична Жигулина родилась в 1940 году в Рязанской области. Названия населенного пункта не помнит, а вернее, не знает. Она многого не знает. Не удалось ей увидеть свою мать: Анна Егоровна умерла при родах. 

Когда Вале было годик и три месяца, отец Никита Сергеевич ушел на фронт. Больше о нем ничего не известно. 

Воспитывала ее мамина сестра Евдокия Егоровна. Из-за тяжелейших условий жизни, голода, отсутствия медицинского обслуживания и по причине других лишений двухлетний ребенок был поражен коварным недугом — полиомиелитом.

Это острое инфекционное заболевание вызвало деформацию и нарушение функций опорно-двигательного аппарата. Девочка могла передвигаться только на костылях. Но это было очень неудобно, и Валя приспособилась ползать, да так быстро, что во время игр порой обгоняла сверстников. Чтобы не поранить ручки, она надевала варежки, связанные тетей Дусей. 

Круглая сирота 

После войны, несмотря на недуг, Валя стала учиться в школе. Успевала хорошо. 

Но когда ей было девять лет, тетя умерла... Девочка осталась круглой сиротой. Ее отдали в детский дом для инвалидов в Мордовии. Учитывая уровень знаний Валентины, ее определили не в третий, а сразу в четвертый класс.

Валентина Никитична с огромной благодарностью вспоминает те годы. В доме были очень хороший и заботливый директор и коллектив сердобольных нянечек. Многие из них выращивали у себя дома поросят и делились мясом с воспитанниками детского дома.

Директор настраивал детей на то, чтобы они не терялись в жизни и нашли для себя дело. Вместе с освоением школьной программы девочек учили швейному делу, а мальчиков — столярному. А одна нянечка учила детей общаться с людьми так, чтобы их слова «доходили не только до сердца, но и до кишок». 

Когда воспитанников выпускали, директор и нянечки, прощаясь с ними, говорили со слезами на глазах:

— Жалко с вами расставаться, но вы не пропадете! Вы — сильные духом!

Самостоятельность

Валя Жигулина поступила в училище, расположенное в Мокшане Пензенской области, и стала учиться на швею. По окончании ее распределили в Вадинский комбинат бытового обслуживания (КБО).
В те годы Вадинского района не существовало. Его упразднили как раз в то время, когда приехала Жигулина, в 1964 году. Но население было недовольно таким решением сверху. Валя вместе с другими собирала подписи за восстановление района — агитировала клиентов КБО.

В швейном цехе работали несколько женщин. Заказов было мало, но и те выполнялись с трудом. К тому же проблемой являлось отсутствие в штате мастера по ремонту и наладке швейных машин, которые выходили из строя.


Сама отремонтирую! 

Видя такое положение дел, Жигулина решила заняться ремонтом и наладкой машин, о чем сказала директору. Тот обрадовался. Короче говоря, Валентина Никитична реанимировала четыре швейные машинки. За это получила 7 рублей 50 копеек. По тем временам это было прилично, ведь буханка так называемого серого хлеба стоила 16 копеек, а черного — 14. Кстати, месячная зарплата швеи тогда составляла 40 рублей.
Машинки заработали, но заказов по-прежнему было мало. И опять Жигулина проявила смекалку, подсказав руководству, как выйти из трудного положения. 

Зимой 1966 года у нее скопилось 5 готовых изделий, которые были заказаны доярками Рахмановской молочно-товарной фермы, но женщины долго не приезжали за ними. Валентина Никитична понимала причину: некогда! Работы на ферме много, к тому же очень тяжелой. Тогда механической дойки не было, а о молокопроводе, как говорится, и слыхом никто не слыхивал, и видом не видывал. Женщины доили вручную и носили молоко в ведрах, чтобы слить в бак. Сильно уставали. Тут уж не до обновок…

Жигулина сказала тогда директору, что надо отвезти в Рахмановку заказы, а там, может быть, принять новые. Руководитель выделил ей лошадь с санями и конюха, который был тогда в штате КБО и ухаживал за тремя лошадьми. Этот гужевой транспорт был основным в организации. 

Расчет Жигулиной оправдался. Доярки обрадовались: одни тому, что им привезли изделия, другие — тому, что можно сделать заказы. В итоге Валентина Никитична получила в Рахмановке полтора десятка заказов. И когда все было готово, снова поехала к животноводам…

Так был найден выход из трудного положения с выполнением плана, а стало быть, и с обеспечением людей работой и заработной платой. Жигулина поочередно объезжала фермы района, а было их в ту пору много: только молочно-товарных действовало четыре десятка.

Трудолюбие 

Район был восстановлен в 1967 году. Благодаря этому в селе стали восстанавливаться районные предприятия, организации и учреждения. В них из различных учебных заведений направлялись выпускники. В КБО стало больше заказов. Валентина Жигулина работала на совесть, умела поговорить с людьми (уроки нянечки-психолога не прошли даром!). И люди оценили ее старания, шли именно к ней. 

Теперь заказов стало даже слишком много. Приходилось часть работы выполнять дома. А если к этому добавить еще и любовь Валентины к чтению книг, то, надо сказать, спать ей приходилось по 4–5 часов в сутки.
Читала она много. Книги помогали ей обретать силу духа. Примером для нее были и остаются до сих пор герои таких произведений, как «Повесть о настоящем человеке», в которой писатель Борис Полевой рассказал о военном летчике, Герое Советского Союза Алексее Маресьеве. Оставшись после ранения без ног, он все равно встал в строй и продолжил летать на самолете и сбивать фашистские истребители… Кстати, Алексей в раннем детстве тоже остался без отца.

...Обычно инвалидов называют людьми с ограниченными физическими возможностями. Валентина Никитична Жигулина своей жизнью доказала, что это не так. Тяжелый недуг не ограничил ее возможностей. Она всю жизнь трудилась не только наравне с физически здоровыми людьми, но даже лучше многих. 

15 марта текущего года Валентина Никитична Жигулина отметила свое 80-летие. Вспоминая прожитые годы, она говорит:

— Я довольна тем, что мне удалось посвятить свою жизнь работе для людей. Помню, когда приезжала за заказами в села, женщины выходили на дорогу встречать меня. И я старалась сделать их красивее своей работой. До сих пор сельчане передают мне приветы с моей дочерью Верой, которая работает в системе РЭС и по долгу службы объезжает населенные пункты района. 

Для некоторых людей добрые отзывы и уважение других — это главное в жизни.

Автор: Виктор СМИРНОВ

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER


Популярное