Дворник на колесах
Аспирант Пензенского госуниверситета Александр Тразанов вместе с коллегами разработал проект малой коммунальной машины, которая может трудиться во дворах и на улицах круглый год. Зимой — собирать снег и сразу же превращать его в воду, чтобы не создавать снежные горы на тротуарах и обочинах. А летом — поливать цветы, подметать дороги и даже менять лампочки в уличных фонарях.
Вывозить снег с улиц необходимо, но это слишком дорого, и в городском бюджете лишних средств на это нет. Так местные чиновники объясняют недовольным горожанам, почему между сугробыми ни пройти, ни проехать. Между тем в Пензенском госуниверситете уже несколько лет идет работа по созданию проекта малой коммунальной машины, аналогов которой в мире нет.
Как поступать со снегом, который убирают с городских улиц? Его отбрасывают на обочину, или вывозят на специальные полигоны. И в том, и в другом случае много минусов. Если снегопады случаются часто, сугробы возле проезжей части нередко вырастают выше крыши автомобиля. Из-за этого неудобно и водителям, и пешеходам. Зато такой способ уборки городских улиц экономит средства бюджета. Потому что, если снег вывозить подальше от жилых районов, его доставка на полигон обходится в копеечку. А возить снег, считайте, все равно что возить воздух.
Конечно, большие города вроде Москвы и Санкт-Петербурга могут позволить себе приобретать за сумасшедшие деньги снегоплавильные машины. Правда, в этом случае все равно приходится доставлять тонны снега из точки «А» в точку «Б», что с точки зрения экономики дело очень затратное. Специалисты подсчитали: затраты на перевозку снега на расстояние 10 километров точно такие же, сколько составляют затраты на плавление снега.
Время и деньги можно было бы сэкономить, если бы снег убирали и сразу же, на месте превращали в воду — в таком случае нет необходимости возить снег. Эту идею российские разработчики уже пытались воплотить в жизнь. Однако почти у всех проектов, которые создавали в нашей стране, был один и тот же недостаток: они предполагали использование коммунальной машины с прицепом. Обычно спецтехнику для уборки улиц изготавливают на базе грузовых автомобилей вроде ЗиЛа, КамАЗа или тракторов — техника крупных размеров. А если к ней присоединить прицеп, конструкция и вовсе становится громоздкой. На городских магистралях такую технику использовать еще можно, а на узких улочках или во дворах — уже нет.
Пробел решили восполнить ученые Пензенского государственного университета. В 2008 году на кафедре «Транспортные машины» стали разрабатывать коммунальную машину, которая отличалась бы компактными размерами и позволяла бы утилизировать снег сразу же после уборки, превращая его в воду. В прошлом году проект ПГУ, который представлял 23-аспирант кафедры Александр Тразанов, стал победителем конкурса «У.М.Н.И.К.».
Где итальянец не пройдет
Александр рассказывает: сначала малую коммунальную машину хотели делать на итальянском шасси. На исторической родине такие трехметровые малыши используют в основном для уборки улиц от листьев, а в России итальянцу решили поручить роль дворника с лопатой. Эксперимент по адаптации «малыша» к условиям суровой российской зимы проводили на одном из пензенских заводов. Начинка машины была итальянской, пензенские специалисты собирались дополнить ее баком для сброса снега, и японским манипулятором — чтобы «малыша» можно было использовать и для замены лампочек, и подрезки ветвей.
В процессе работы стало очевидным, что для нашей страны итальянец не очень-то годится. Из-за низкого дорожного просвета по сугробам на таком «коротышке» далеко не уедешь. Даже после того, как у машины появился привод на все четыре колеса (а сначала она была переднеприводной), из-за высокого центра тяжести сохранялась вероятность опрокинуть «малыша» при полной загрузке. Опыт остался незавершенным: в какой-то момент завод решил отказаться от услуг университета и продолжить разработку самостоятельно. Чем завершился этот эксперимент, осталось неизвестным.
Тем временем в госуниверситете пришли к выводу, что для малой коммунальной машины нужно использовать наработки отечественного автомобилестроения. Выбор пал на шасси Ульяновского автозавода. Кроме того, что оно стоило в несколько раз дешевле итальянского, у него было много других преимуществ. Во-первых, грузоподъемность в 1,5 тонны — как у маленького грузовика. Во-вторых, полный привод в наших условиях просто необходим, как и высокий дорожный просвет. Еще одно достоинство шасси УАЗа — рамная конструкция, при которой проще монтировать навесное оборудование.
Коммунальные автомобили на базе УАЗов уже несколько лет собирают в Липецке, но они делают то же самое, что и большие собратья: всего лишь отбрасывают снег на обочину. Конструкция машины, которую разрабатывают пензенские ученые, предполагает более широкие возможности ее использования.
Мастер на все руки
Принцип работы «дворника на колесах» следующий: с помощью механизма, установленного на передней части машины, снег подается с бак, расположенный за кабиной. В емкости снег плавится под действием температуры от выхлопных газов двигателя, талой воды и реагентов. После того, как снежная масса превращается в воду, и бак наполняется, ее сливают в ливневую канализацию.
Сколько снега может убрать коммунальная машина без остановки? По расчетам разработчиков, при высоте выпавшего снега в 10 сантиметров и ширине подборщика в 2,5 метра «малыш» очистит от сугробов 100 метров дороги, прежде чем потребуется слить воду. Сколько времени занимает превращение снега в воду? Александр Тразанов объясняет: это зависит от многих факторов.
Например, если использовать реагенты, процесс идет быстрее обычного, но затраты становятся больше. Когда проводили эксперимент с итальянским шасси, кубометр снега расплавили за час — но тот опыт нельзя считать точкой отсчета, признается Александр.
Руководители коммунальных предприятий Пензы, к которым разработчики обращались за консультацией, в один голос утверждали: такая машина им нужна. Ведь ее можно использовать не только зимой, но и летом – в качестве большого «пылесоса», подметать и поливать улицы. Кроме того, предусматривается возможность использования манипулятора: железная «рука» много места не занимает, зато позволяет выполнять много разных дел.
Правда, когда эта сказка станет явью, пока неизвестно. Гранта в 200 тыс. рублей за победу в программе «У.М.Н.И.К.» хватит для того, чтобы завершить определенный этап разработки конструкторской и технологической документации. Разработчики уже получили первый патент на изобретение — пока что на зимнюю модификацию. Сама коммунальная машина пока что существует лишь в виртуальном виде — переговоры с предприятиями, которые могли бы заняться производством такой техники, еще продолжаются.
В университете надеются, что партнера по проекту все-таки удастся найти в Пензенской области: если все получится, запуск производства уникальной коммунальной машины позволит создать новые рабочие места.
Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER
Другие материалы рубрики

«Наша Юля» — так говорят жители села Старый Карлыган о своем молодом фельдшере
В селе это единственный медицинский специалист, поэтому нужно обладать обширными знаниями
Жители и дачники СНТ «Пригородное-1» поблагодарили Вадима Супикова за помощь
Благодаря поддержке удалось отремонтировать дорогу
Егор Крид прокомментировал получение звания заслуженного артиста Башкортостана
Некоторое время певец хранил молчание по этому поводуПрием заявок на конкурс инициатив по сохранению и защите исторической памяти завершается
Отель потребовал с Пенкина 350 тысяч рублей за испорченный матрас
В Пензе вместо спектакля с Людмилой Чурсиной показали «Венецию в снегу»
10 лучших идей, куда сходить на выходных в Пензе 18 и 19 октября 2025: Александр Бардин и спектакль «Полярная болезнь»

Еще 15 пензенцев стали почетными донорами России
Всего около 4 тысяч наших земляков имеют такой статус
Пензенские педагоги делятся своими наработками с коллегами из Узбекистана
В школах Узбекистана работают учителя, которые ведут уроки на русском языке
Больше никаких синих печатей
Все выписки и справки из СберБанк Онлайн сейчас заверены усиленной квалифицированной электронной подписью