Юлия Печникова: 10 вопросов директору музея-заповедника «Тарханы»

О судьбе, о себе и новой работе

Юлия Печникова: 10 вопросов директору музея-заповедника «Тарханы»

Как сбылась мечта

– Юлия Викторовна, ваше назначение вызвало у многих людей вздох облегчения, мол, слава богу, что не случайный человек, не со стороны. Люди знают, что такая работа требует огромных знаний и глубокого проникновения, погружения в материал конкретного музея, а это нарабатывается годами. Каким был ваш путь постижения музейного дела?

– У меня есть стойкое ощущение, что Лермонтов всегда был со мной. Сначала портрет, который ежедневно смотрел на меня с книжной полки… Потом стихи, и с ними первые ученические победы… В школьные и студенческие годы побеждала в конкурсах чтецов, выбирая произведения Михаила Юрьевича. 

В «Тарханах» была не раз, судьбоносная встреча произошла в 2001 году. Я работала учителем русского языка и литературы в Кижеватовской средней школе и отправилась со своими пятиклассниками в музей. 

Тогда экскурсию для нас провела Ирина Ивановна Ксенофонтова (она и сегодня работает в музее). И я, и дети были в восторге от ее рассказа. Всю дорогу домой только и говорили о том, что услышали и узнали. А я приняла решение вернуться в «Тарханы», чтобы стать экскурсоводом. 

50.JPG

– Устроиться на работу в музей-заповедник было реально? 

– Я думала, что да, и с такой целью приехала в «Тарханы». Первая встреча была с Тамарой Михайловной Мельниковой. Помню, она посмотрела на меня внимательно и сказала: «Хорошее лицо, думающее». Это обрадовало и дало надежду. Но все оказалось не так просто. 

Предстояло прочитать много книг и сдать контрольный текст экскурсии. Такая практика используется и сегодня: дается базовый текст, который ты осваиваешь, а уже потом на его основе создаешь свой вариант и работаешь над ним все время, всегда и везде по мере того, как накапливаются опыт и знания. 

В течение почти двух месяцев изучала материал, зубрила стихи, наговаривала текст экскурсии в экспозициях, слушала экскурсоводов, получала наставления от Надежды Константиновны Потаповой.

«Экзамен» у меня принимала главный хранитель фондов Вера Петровна Ульянова. Замечаний, скажу честно, получила немало. Но на работу была принята!

309.JPG

Незабываемый посетитель

– Приходилось вам в дальнейшем проводить экскурсии для вип-гостей?

– Расскажу о первой и самой яркой встрече для меня: в 2002 году я проводила экскурсию Марлену Мартыновичу Хуциеву. Понимая, какой величины фигура стоит передо мной, дрожала как осиновый лист. Но это просто удивительный человек! Он очень легко и просто начал общение, напряжение сошло на нет. Я спросила его о том, как будем строить наш разговор. Он ответил: «Как школьникам рассказываете, так и мне, все и обо всем». 

Экскурсия длилась около трех часов. Марлен Мартынович никуда не торопился, он приехал к Лермонтову и наслаждался своим пребыванием здесь. Читал невероятное количество стихов поэта, просил читать меня. И мы читали их друг другу. 

– Юлия Викторовна, мне об этой экскурсии рассказывала наш пензенский кинематографист Светлана Старостина, которая сопровождала тогда Хуциева. Ей запомнилось, что он сказал экскурсоводу, то есть, получается, вам, что вы похожи на Лермонтова и могли бы его сыграть. 

– Если честно, не помню, но это не значит, что такого не было…

P3180009.JPG

Школа жизни

– В своей профессиональной биографии вы прошли все ступеньки – от экскурсовода до директора. А это значит – участвовали во всех событиях?
 
– Я начала работать в музее в 2001 году. Музей не так давно получил статус особо ценного объекта, получил федеральное финансирование, велась активная работа по всем направлениям. Готовились программа подготовки празднования 200-летия со дня рождения М.Ю. Лермонтова, концепция комплексного развития музея… Это и полная реставрация архитектурных памятников, и реэкспозиция всего комплекса, и реализация программы «Живой музей», и капитальный ремонт плотины, и строительство музейно-просветительского центра, и многое-многое другое. 

Конечно, мы, молодые, были на подхвате, слушались и учились у генераторов идей и их основных исполнителей: Тамары Михайловны, Надежды Константиновны, Веры Петровны, Ларисы Васильевны Полукаровой. 

Столько было запланировано. Даже не верилось, что все будет реализовано. Но… делалось одно, готовилось другое, думалось о третьем. Оглядываясь назад, понимаем, что практически все изложенное в программах, воплощено. Для меня это была невероятная школа не только в профессии, но и в жизни. Коллеги, спасибо! Бесконечно вам благодарна! Вряд ли я могла бы получить такой опыт где-то еще. 

Танцуют все!

бал в БД6.JPG

– Какие воспоминания о том периоде самые яркие? 

– Не поверите, но танцы! Когда начали реализовывать концепцию «живого музея», возникла идея воссоздать балы лермонтовского времени. Причем Тамара Михайловна поставила задачу: силами сотрудников. 

На роль балетмейстера пригласили Наталью Викторовну Кинге. Хорошо помню ее первую реакцию: «Танцы XIX века будут исполнять на балах люди без базовой подготовки?! Это невозможно!» Я в ответ: «Вы не знаете Тамару Михайловну – с ней возможно все». 

Начались репетиции, в мае 2002-го мы давали первые балы для выпускников школ. Сегодня трудно назвать общее количество проведенных представлений. Скажу только, что в год их дается свыше 200. 

Я также курировала направление издательской деятельности, готовила отчеты и перспективные планы музея, проведение конференций, вела работу по зарубежному сотрудничеству, взаимодействовала со спонсорами и меценатами. Было непросто (особенно если говорить о последнем направлении), но невероятно интересно. Это был хороший и очень нужный опыт. 

Работа требует

DSC_1481.JPG 

– Что привнесла в вашу жизнь новая должность? Такая ответственная и сложная работа побуждает, если не сказать заставляет, что-то менять в себе.  

– Кажется, я стала терпеливее, вдумчивее. Вспыльчивость, свойственная мне, наверное, осталась, но все чаще и чаще в какие-то моменты я себя останавливаю и стараюсь понять: почему не получилось? Может, где-то не так сказала, нечетко поставила задачу или человек просто не хочет «напрягаться»…

Есть у меня черта, от которой стараюсь уйти, – стремление делать все за всех. Внушаю себе: поручила что-то сотруднику, дай ему проявить себя. Вмешаться можно только в том случае, если видишь, что не получается ничего. 

Не разрушать, а дополнять

DSC_4345.JPG   

– Задумывать и воплощать новое непросто, но все же легче, чем переделывать старое, ставшее традицией. Хватит у вас на это смелости? Например, очень многие поклонники «Тархан» говорят об однообразии Лермонтовского праздника… 

– Я думаю об этом. Не о разрушении хороших традиций, но о привлечении чего-то нового. Хочется, чтобы лауреаты Лермонтовской премии ярче заявляли о себе, презентовали свои произведения, встречались с читателями. Это может быть за день до проведения самого праздника. Вручение премий я вижу отдельной торжественной церемонией. 

Еще хочется, чтобы у премии был свой символ – что-то связанное с творчеством Лермонтова: дубовый листок, перо… Не знаю пока. 

– Юлия Викторовна, можно, я тоже внесу предложение? Учредите номинацию «За лучшее публицистическое произведение о Лермонтове». Пусть журналисты тоже участвуют! Всем от этого будет польза. 

– Принимается!

Заповедь

75.JPG 

– Как отнеслась семья к назначению вас на такую ответственную должность? 

– Волнуется больше всех мама, понимая, что дел у меня значительно прибавилось. А муж и дочери отнеслись с пониманием. Олег (он тоже работает в «Тарханах») даже мотивировал меня в минуты сомнений: «Нужно пробовать. Это опыт, и опыт хороший, который пригодится в любом случае». Он всегда за развитие и движение вперед. 

Антонина Никитична (мама мужа), тоже музейщик, дала наставление словами заповеди Святителя Дмитрия Ростовского: «Лучше, чтоб подчиненные любили тебя, нежели боялись, потому что от боязни рождаются ложь и лицемерие, а от любви – истина и усердие». 

С прочтения этой заповеди и со звонка маме («У меня все в порядке, иду на работу!») я начинаю свой рабочий день. 

Смотрим в завтра

747.JPG

– Какие задачи вы считаете самыми актуальными для себя на сегодняшний день?

– Это, конечно, 210-летие со дня рождения М.Ю. Лермонтова, 225-летие со дня рождения А.С. Пушкина и 85-летие со дня основания нашего музея-заповедника. 

Все три юбилейные даты будем отмечать в 2024 году, объединив их множеством мероприятий: выставочные проекты, акции разного рода, международное сотрудничество и взаимодействие 
с российскими культурными и образовательными учреждениями.  

Планируем совместные проекты со многими крупными музеями. Объединяемся с лермонтовскими музеями России для создания большой выставки, которая в дни юбилея проедет по всем лермонтовским местам: Москва, «Тарханы», Санкт-Петербург, Пятигорск.

На нашей площадке и площадке Российского национального музея музыки развернется выставка, которая представит круг музыкальных интересов Лермонтова. Эта тема впервые будет отражена в выставочном проекте.

При участии более 15 музеев страны мы подготовили альбом о музыкальной культуре позапрошлого столетия. 

Тарханы.JPG

С Государственным музеем кино попробуем представить Лермонтова в кинематографе. 

Еще один проект объединит Пушкина и Лермонтова, будем реализовывать его с музеем-заповедником «Михайловское».

Ингушетия включает юбилей Лермонтова в празднование 100-летия со дня образования своей республики. Повезем к ним новый проект «Горы Кавказские для меня священны…». Чечня также подключается к совместным мероприятиям. 

Уже в феврале праздничные мероприятия пройдут в Индии. Будут еще Азербайджан, Казахстан, Китай, Малайзия.

Большой проект представит историю развития и становления музея-заповедника «Тарханы». 

– Удачи вам во всех делах и спасибо за искренность!

Автор: Светлана ФЕВРАЛЕВА

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER


Популярное