Александру Калашникову – 75 лет: БАМ, работа мэра в сложные 90-е и почему ушел с поста

Калашников для Пензы человек значимый и даже, можно сказать, знаковый – многие считают его образцом народного мэра

Александру Калашникову – 75 лет: БАМ, работа мэра в сложные 90-е и почему ушел с поста

С кем ни заговоришь о Калашникове, услышишь только хорошее.  А одна женщина сказала:

 – Он такой простой, добрый, прямо как Ленин!

Когда я передала эту фразу Александру Серафимовичу, тот расхохотался:

– Не случайно я родился в селе Ленино Пензенского района! Такое вот совпадение.

Время выбрало его  

Судьбоносных совпадений в его жизни много. Вот пример. История строительства Байкало-Амурской магистрали началась 8 июля 1974 года, когда вышло соответствующее постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР, –  аккурат в день рождения Калашникова. 

В тот год он отмечал свое 25-летие, работал прорабом в тресте «Жилстрой», играл в футбол. Его жена Алла окончила строительный институт, у пары родился сын Валерий. 

Все было хорошо, и Калашников, конечно же, не думал о великой стройке. А стройка о нем думала, как оказалось. Правительство решило, что некоторые поселки на БАМе должны возводить республики, края и области страны за счет своих ресурсов. Пензе достался Амгунь в Хабаровском крае. 

IMG-20240116-WA0004.jpg

Героя нашего назначили главным инженером строительно-монтажного поезда (СМП) «ПензастройБАМ», а через два года ударного труда – начальником.  
Александр Серафимович не тот человек, который будет расписывать трудности своей жизни. Его любимый лозунг: «Меньше говорить, больше делать».
Рассказывает скупо: 

– Строительно-монтажный поезд был создан в 1978 году. Подобрали людей. Первые 100 человек были специалисты-строители из Пензы и районов области. Все везли с собой – от зубной щетки до сложной техники. Поселок предстояло возводить на пустом месте, на вечной мерзлоте. 12 июня нас провожали с вокзала Пенза-1. Торжественно все было. Речи говорили. Ехали две недели. Прибыли на станцию Амгунь. Технику разгрузили, стали устанавливать вагончики, строить временное жилье и прочие объекты – вот и все.

Правда, потом добавил:

– Бывало, температура воздуха доходила до минус 55. А стройка не останавливалась ни на минуту.

На самом деле БАМ – это эпопея советской жизни, энтузиазма, патриотизма, мужества людей. И материалов много – писали десятилетиями об этом.

Первые два года начальником СМП был Станислав Васильевич Скворцов. Но как-то так получилось, что в этой славной истории Александр Серафимович  вышел на первый план. Мы говорим Амгунь – подразумеваем Калашников, и наоборот. 

Он действительно герой. Заключал договор на три года, а проработал в таежном краю почти десять лет. Рядом с ним все это время была жена Алла – декабристка нашего времени. Их второй ребенок – дочка Светлана – родилась в Комсомольске-на-Амуре (в Амгуни больницы, понятно, не было).
  
Амгунь-то построили за три года, как и планировали. Но у нас ведь как: везет тому, кто везет. Пензе поручили возводить еще один поселок – Меунчик, а потом и еще один – Февральск. Калашников и его коллектив задачу партии, как тогда было принято говорить, выполнили.

Карьера – в гору

_DSC2205.JPG   

Легко представить, какую школу прошел Александр Серафимович на БАМе. Он и по натуре-то человек сметливый и хозяйственный, а тут десять лет такого уникального опыта. 

Надо ли удивляться тому, что дома его ждала головокружительная карьера – он стал мэром Пензы. Насчет «головокружительная» – совсем не преувеличение, только смысл немного не тот, что в шоу-бизнесе. 

Мэром он стал в 1992 году, когда страна разваливалась, партия разваливалась, экономика тоже... И надо было устоять и удержать город на плаву.  

Правильно говорят: все не случайно. Тот авторитет, который заработал Калашников на БАМе, и та любовь большого количества строителей, которую он заслужил своим талантом организатора, добротой, простотой и вниманием к жизни каждого, наверное, сыграли большую роль в том, что он сумел это сделать.

Начнем с того, что должность главы администрации города тогда была выборной. И Александр Серафимович при всей своей скромности говорит с гордостью:

– Я дважды всенародно избранный мэр.

Город устоял 

_DSC3323.JPG

Он вспоминает, с чего начинал: 

– Только одно хочу сказать: когда я вступил в должность, у меня было 1200 выданных ордеров на квартиры. Тогда как делали: котлован под дом вырыли – и уже дают ордера. Так вот года за четыре я их все отоварил – достроил дома, люди получили квартиры.  

– Как же вы выкручивались при том состоянии экономики?

– Была правильная финансовая политика в городе. Приходилось, конечно, хлопотать. Я доходил до председателя Правительства России Виктора Степановича Черномырдина: просил, письма привозил. И мы получали федеральные деньги – например, на строительство Петропавловского путепровода, жилья в зоне отселения и на другие дела. 

Талант любить 

Без имени.png

– Ни у кого тогда не было денег, а вы находили... Вам надо памятник поставить, сейчас это в моде в нашем Сурском крае. 

– Не надо мне никаких памятников, – отвечает серьезно. – Думаю, моим памятником будет то, что в тяжелое и смутное время я сохранил культуру города. Дворцы культуры все остались в Пензе, все коллективы сохранились и развивались. Они ж как дети, их надо выращивать вот с такого возраста, 
а потеряешь – начинай все сначала. Профсоюзный хор Гришина уже закрывался, а мы его взяли на городское содержание и сохранили. 

Помолчав, Александр Серафимович завершает мысль:

– Я скажу, почему не сдался: жители города всегда были за меня. Людей надо любить, уважать, слушать и выполнять их просьбы. Это мой принцип. В бытность мэром приезжаю на работу: смотрю – стоит много людей. Со всеми здороваюсь, достаю ручку, подхожу к парапету и начинаю записывать их просьбы, пожелания. И потом решал. Второй раз никто не приходил – значит, были довольны.  

– Но тогда почему же вы добровольно, как пишут в Интернете, покинули  пост мэра?

– Городская дума изменила устав, отменила выборы мэра. Я не хотел быть назначенным. Мне так не интересно. И ушел на работу в «Большую Волгу», где занимался содержанием и ремонтом дорог, пролегающих через семь регионов, строительством мостов. Много там было работы. 

Трудный выбор

Без именаи.png

В этом году исполняется 50 лет с начала героической бамовской эпопеи. Юбилей. И опять совпадение: у Калашникова тоже юбилей.

Вот так всегда. Надо делать трудный выбор: то ли ехать на БАМ, где его будут чествовать как первостроителя, то ли оставаться дома и отмечать свой день рождения. 

В этом году Александр Серафимович решил остаться  дома – все-таки 75 лет надо встречать с родными и друзьями. 

P. S. Мы с Калашниковым по телефону договорились встретиться для интервью в Музее народного творчества. Через несколько минут он перезвонил:

– А вы как добираться будете? Давайте я за вами заеду. 

Я удивилась: никогда такой заботы не было со стороны интервьюируемых... И подумала: «Ну, это же наш Серафимыч...».

Автор: Светлана ФЕВРАЛЕВА

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER