Время свершений: Артист Пензенского драмтеатра Сергей Пахомов отметил «золотой» юбилей

Время свершений: Артист Пензенского драмтеатра Сергей Пахомов отметил «золотой» юбилей

Драмтеатр этой осенью показал чрезвычайно своевременный спектакль «…Чума на оба ваши дома!» по пьесе Григория Горина. Автор пофантазировал, каким будет мир после смерти Ромео и Джульетты. Одной из самых ярких сцен спектакля стала встреча глав враждующих кланов — Монтекки и Капулетти. Эмоции двух новых и вечных «друзей» накалились настолько, что казалось, сейчас взорвутся все софиты в зале. 

— Да я вообще бешеный по жизни! — энергично взмахнул руками артист драмтеатра Сергей Пахомов, сыгравший синьора Капулетти. — Темперамент в землю не зароешь! В том эпизоде надо было ломать ритм, поскольку начиналась другая история: главы двух кланов делили сферы влияния. Это страшная история, ведь поводом служила свадьба их детей. Поэтому мне нужно было в этом эпизоде «плюсануть», нельзя было нюни разводить. 

— Вы где-то подсмотрели образ главы клана Капулетти? Или это плод фантазии?
— Нет, я не стал ничего выдумывать, у Горина в пьесе все есть. Да, синьор Капулетти — психопат! Да, он истеричен! Но это только маска! Человек прекрасно знает, что жена всю жизнь любила Монтекки, его врага и соперника! Он столько лет мучился ревностью, столько денег потратил на соглядатаев, у него тома написаны о том, как они где-то в толпе как бы невзначай взялись за руки. Но на людях всегда говорил одно: «А у нас ничего не происходит! У нас все замечательно!». Вообще, на сцене нельзя играть дурака, потому что у каждого персонажа в душе что-то есть. 

Босоногое детство

— Детство мое прошло на самой окраине Пензы, в местности, что в народе зовется Маньчжурия. Небольшая деревенская улица, поросшая травкой-муравкой. Никакого асфальта. Если грязь, то по колено. Вышел картошку окучить, жука собрать. Двадцать метров пробежал — и купаешься в речке. Обратно идешь — трусы на голову натянул, и пока жука собирал — они сухие. Домой вернулся, никто ничего не заметил: будто и не купался вовсе. Вот такое хорошее, чудесное детство. Единственное, матери я почти не видел: ей приходилось работать на нескольких работах, и все детство я провел с бабушкой.

С чего начинался театр?

— А поначалу не было никакого театра! Был цирк! Крестная работала на фабрике имени Клары Цеткин, им раздавали билеты, а в цирке каждые полтора-два месяца обновлялась программа, и я спешил на каждую премьеру. 

Но однажды наш класс поехал на кукольный спектакль в «Орленок». Педагог после спектакля отвела нас за кулисы, и я перезнакомился с художниками и бутафорами. А потом год сиживал на репетициях, смотрел, как делаются куклы, и как губка все в себя впитывал. 

Затем занимался в кукольном театре клуба «Южный». 

После восьмого класса отправился в Нижний Новгород поступать в театральное училище, но не прошел по конкурсу. Окончив школу, выучился на портного. Эта профессия до сих пор мне помощница: бывает, что надо отвлечься, тогда сажусь шить. 

Извивы биографии

— Сергей, как получилось, что вы играли в нескольких любительских и четырех профессиональных пензенских театрах? 
— Я представляю себе жизнь как огромный коридор, по сторонам которого — двери, двери, двери. Я лечу по этому коридору, и мне надо заглянуть в каждую дверь и посмотреть, что за ней делается.

Однажды на фестивале в Тольятти я познакомился со студентами из Самары, которые меня просто очаровали, и я отправился в Самару учиться театральному мастерству. С первых дней оказался занят в дипломных спектаклях пятикурсников, они меня сразу оценили и потянули к себе. Но к концу учебного года обнаружилось, что у меня скопилось до фига «хвостов». Я забрал документы и вернулся домой в Пензу. Поплакал, потужил — и опять пошел в самодеятельность, в театр «Диалог» ДК имени 40-летия Октября. Мы сделали «Женщину в песках» по повести японского писателя Кобо Абэ. Шикарный был спектакль, мы с ним хорошо поездили по фестивалям.

Оттуда меня пригласили в «Дом Мейерхольда», где я проработал почти 10 лет. 

В 1997 году познакомился с ребятами из «Кукольного дома», прослушался у главного режиссера театра Владимира Ивановича Бирюкова — и 15 лет проработал с ним. 

Да, тогда было сложно. Иной раз я играл по пять спектаклей в день, три — на стационаре и два — на выезде, потом бежал к Наталье Аркадьевне Кугель в «Дом Мейерхольда», на вечерний спектакль, а еще в ночь оставался шить. А в девять утра — снова в «Кукольный». И этот бешеный ритм — не из-за денег, просто время уходит — надо себя израсходовать. Как сказал древнегреческий философ Гиппократ, «ars longa, vita brevis» («жизнь коротка — искусство вечно»). 

Зато я побывал с кукольным театром на Сахалине, в Париже, в Стамбуле дважды. Во французском Руане на пару с коллегой едва не потерялся. Хотя город маленький, мы два часа блуждали в четырех кварталах.

Но когда я понял, что на сцене «Кукольного дома» уже полностью себя реализовал, то написал заявление и ушел. Просто в никуда. 

А потом друзья подтолкнули: «Хватит сидеть на диване! Иди в Театр юного зрителя!» Именно там я сыграл Чичикова… В ТЮЗе тогда ставили бенефис Татьяны Коноваловой, для которого и понадобился гоголевский герой. А я уже учился на заочном в Екатеринбургском государственном театральном институте, на режиссерском. Нужно ехать на сессию, а тут репетиции. Что выбрать: сессию или спектакль? Конечно, спектакль! Ох и намучился я потом с пересдачей, но зато в моем театральном багаже появилась эта чудесная роль! 

А потом Сергей Казаков позвал меня в Пензенский областной драмтеатр... 

Еще раз про «…Чуму»

— Не было странно играть спектакль про эпидемию в разгар настоящей эпидемии, когда все в зале сидели в масках? Можно ли сказать, что она — главный герой спектакля? 
— Нет. В этой пьесе главный герой — любовь. Пусть Антонио — хромой пропойца, а Розалина – недалекая и неграмотная. Тем не менее они в большей степени люди, чем окружающие. 

— Не кажется ли вам, что в этом спектакле как в зеркале отразилась наша сегодняшняя жизнь после самоизоляции, когда люди ходят злые, ссорятся на пустом месте, ругаются просто так, лишь бы избавиться от своей злости? 
— Никогда и ничего в жизни не происходит просто так. Если мы засоряем атмосферу и уничижаем человеческие качества, тут чума и приходит. Не из-за пандемии люди сделались злыми, это сначала они стали злыми, а пандемия — следствие. Не уважаешь в себе лучшие человеческие качества — получи чуму! Все закономерно: коронавирус — это наказание.

— В таком случае куда нам нужно двигаться дальше? 
— К человеку должно двигаться, а не от человека! Современную драматургию берешь — здесь изнасиловали, там убили. Горинская «Чума» – это пьеса-предупреждение. Нужно возвращаться к себе, к Богу, к доброте и чистоте. Если ты рожден человеком, так будь человеком! 

Про мечту

— Сергей, у вас есть мечта? Кого бы вы хотели сыграть?
— Нет, мечты нет, просто надо все делать профессионально. Приезжает режиссер, и ты просто обязан сделать то, что тебе дают, хотя бы на «пятерочку».

Автор: Владимир МАРОЧКИН

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER


Популярное