20 лет за рулем троллейбуса: пензячка Алла Мельникова – о нелюбимом маршруте, автохамах и стычках с водителями автобусов

Рассказываем ее историю

20 лет за рулем троллейбуса: пензячка Алла Мельникова – о нелюбимом маршруте, автохамах и стычках с водителями автобусов

В 2025 году в региональный конкурс профессионального мастерства «Лучший по профессии» впервые включили состязания на звание лучшего водителя троллейбуса. Второе место заняла Алла Мельникова – единственная женщина среди 11 участников. 

С лошади – на троллейбус

Алла не любит троллейбусный маршрут № 8. Он идет мимо ЖК, на месте которого когда-то располагался пензенский ипподром.

– Это мое первое место работы, – рассказала пензячка. – Я окончила сельхозакадемию, получив профессию зооинженера, и устроилась ухаживать за лошадьми. Люблю животных, в детстве занималась верховой ездой. Когда узнала, что ипподром отдают под застройку, расстроилась до слез. 

Дело было в начале нулевых. Кто помнит те времена, согласится, что тогда с рабочими местами в Пензе было очень напряженно. Не то что сейчас! Подруга Аллы работала водителем троллейбуса.

– Пошли к нам! – предложила она. – Вакантные места есть. 

Алла окончила курсы и в 2004 году пересела на железного коня. Из своей группы (а это примерно 20 человек) она одна на сегодняшний день осталась в профессии. 

– Платили нормально, – вспоминает она. – Пока сын был маленький, я предпочитала утренние смены, чтобы успеть забрать его из школы. 

Наша героиня получила права в 18 лет, поэтому за рулем чувствовала себя уверенно. За 20 лет она успела «обкатать» все троллейбусные маршруты, которые были в Пензе: от № 1 до № 11. 

– Искренне удивляюсь, когда водители говорят, что на одном маршруте могут работать, а на другом нет, – отмечает Алла. – Город у нас маленький, запомнить дорогу легко. Другое дело, что тебе самому больше нравится. Я, к примеру, предпочитаю маршруты № 6 и № 9. Потому что там большие оборотные круги: четыре рейса сделаешь – и рабочий день закончился. 

IMG_1707.jpg

От «гробика» до «Горожанина»

Если сравнивать автобус и троллейбус, то езда на последнем на порядок сложнее.

– У нас две дороги, – говорит Алла, – та, которая идет по земле, и та, что по проводам. Надо помнить про обе. Троллейбусу сложнее маневрировать, вписываться в крутые повороты. 

Самыми сложными участками в городе Алла считает разворотное кольцо около магазина «Весна», перекрестки в районе Глобуса и памятника Победы. Там (особенно в час пик) можно встрять и выбиться из графика. 

Начинала работать женщина на стареньком троллейбусе, закупленном еще в советские времена, который в шутку называла «гробиком» – в нем постоянно что-то выходило из строя. Но потом в Пензу стали поступать новые машины. Два года назад Алла сменила своего пятого железного коня – пересела на модель «Горожанин», собранную в Уфе. На ней, по словам водителя, работать одно удовольствие. 

– Самый большой плюс – возможность ехать на автономной тяге, – говорит женщина. – Раньше мы часами ждали, когда закончится обесточка. В холодное время мерзли, ведь отопление пропадало вместе с электричеством. А сейчас опустил «рожки» и продолжил путь. 

Битва за пассажиров

Алла из тех женщин, что не боятся трудностей. Если надо, и поломку сможет устранить, и скандального пассажира успокоить. Хотя за годы работы в сфере перевозок бывало всякое. Однажды в салоне буянил пьяница: платить за проезд отказывался, выходить тоже. Алла с кондуктором (такой же хрупкой женщиной) совладать с ним не смогли. Помог водитель подъехавшего следом троллейбуса – мужчина вытолкал дебошира из салона. Но это был единичный случай. 

А вот с хамами на дорогах приходится сталкиваться почти в каждом рейсе. 

– Многим пензенским водителям не хватает элементарной культуры за рулем и понимания, что общественный транспорт требует особого отношения. Мы ведь отвечаем за безопасность пассажиров, – говорит Алла. – Например, такая ситуация: автобусы и троллейбусы имеют преимущество при выезде из остановочного кармана. Это требование ПДД, но соблюдают его единицы. То же самое на перекрестках, разворотных кольцах – редко кто притормаживает, чтобы пропустить общественный транспорт. 

Даже в Москве, по словам нашей героини, с культурой вождения ситуация обстоит лучше, чем в Сурском крае. Женщина проработала там пять лет – ездила зарабатывать на квартиру (зарплаты в столице на порядок выше). Достигнув цели, она вернулась в родные места. 

IMG_1694.JPG

Бывали раньше стычки с водителями автобусов. 

Не секрет, что между водителями автобусов и троллейбусов всегда была своего рода конкуренция за пассажиров – каждый хочел привезти больше денег в свое предприятие. Несколько лет назад частники работали «на процентах» – водителям платили в зависимости от числа перевезенных людей. Поэтому те бились за каждого пассажира, старались обогнать коллег. До драк доходило!

– Мы – троллейбусники – в эти гонки не вмешивались, – поясняет Алла. – У нас была (и остается) почасовая оплата. Но иногда косвенно страдали от «битвы» за пассажиров, рискуя по чужой вине попасть в аварию. 

Сейчас водителям автобусов стали платить за количество рейсов, и ситуация изменилась к лучшему. 

Пенза, вперед! Париж подождет

По наблюдениям Мельниковой, ситуация с перевозками в последнее время поменялась к лучшему: дороги в городе ремонтируют, автопарк обновили. Большим плюсом является ранний выход на пенсию: в 50 для женщин и 55 – для мужчин (при условии, что отработаешь 20 лет). Поэтому сейчас профессия водителя троллейбуса набирает популярность.

Алла обучает новичков. Кстати, ее ученик Александр Чернецов занял на конкурсе профмастерства третье место.  

У нашей героини в детстве было две мечты – каждый день ездить по городу за рулем и побывать в Париже. Работа водителя троллейбуса позволила в полной мере осуществить первую. Ну а Париж пока в планах.

Автор: Елена СВЕРДЛОВА

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER