20 лет за рулем троллейбуса: пензячка Алла Мельникова – о нелюбимом маршруте, автохамах и стычках с водителями автобусов
С лошади – на троллейбус
Алла не любит троллейбусный маршрут № 8. Он идет мимо ЖК, на месте которого когда-то располагался пензенский ипподром.– Это мое первое место работы, – рассказала пензячка. – Я окончила сельхозакадемию, получив профессию зооинженера, и устроилась ухаживать за лошадьми. Люблю животных, в детстве занималась верховой ездой. Когда узнала, что ипподром отдают под застройку, расстроилась до слез.
Дело было в начале нулевых. Кто помнит те времена, согласится, что тогда с рабочими местами в Пензе было очень напряженно. Не то что сейчас! Подруга Аллы работала водителем троллейбуса.
– Пошли к нам! – предложила она. – Вакантные места есть.
Алла окончила курсы и в 2004 году пересела на железного коня. Из своей группы (а это примерно 20 человек) она одна на сегодняшний день осталась в профессии.
– Платили нормально, – вспоминает она. – Пока сын был маленький, я предпочитала утренние смены, чтобы успеть забрать его из школы.
Наша героиня получила права в 18 лет, поэтому за рулем чувствовала себя уверенно. За 20 лет она успела «обкатать» все троллейбусные маршруты, которые были в Пензе: от № 1 до № 11.
– Искренне удивляюсь, когда водители говорят, что на одном маршруте могут работать, а на другом нет, – отмечает Алла. – Город у нас маленький, запомнить дорогу легко. Другое дело, что тебе самому больше нравится. Я, к примеру, предпочитаю маршруты № 6 и № 9. Потому что там большие оборотные круги: четыре рейса сделаешь – и рабочий день закончился.

От «гробика» до «Горожанина»
Если сравнивать автобус и троллейбус, то езда на последнем на порядок сложнее.– У нас две дороги, – говорит Алла, – та, которая идет по земле, и та, что по проводам. Надо помнить про обе. Троллейбусу сложнее маневрировать, вписываться в крутые повороты.
Самыми сложными участками в городе Алла считает разворотное кольцо около магазина «Весна», перекрестки в районе Глобуса и памятника Победы. Там (особенно в час пик) можно встрять и выбиться из графика.
Начинала работать женщина на стареньком троллейбусе, закупленном еще в советские времена, который в шутку называла «гробиком» – в нем постоянно что-то выходило из строя. Но потом в Пензу стали поступать новые машины. Два года назад Алла сменила своего пятого железного коня – пересела на модель «Горожанин», собранную в Уфе. На ней, по словам водителя, работать одно удовольствие.
– Самый большой плюс – возможность ехать на автономной тяге, – говорит женщина. – Раньше мы часами ждали, когда закончится обесточка. В холодное время мерзли, ведь отопление пропадало вместе с электричеством. А сейчас опустил «рожки» и продолжил путь.
Битва за пассажиров
Алла из тех женщин, что не боятся трудностей. Если надо, и поломку сможет устранить, и скандального пассажира успокоить. Хотя за годы работы в сфере перевозок бывало всякое. Однажды в салоне буянил пьяница: платить за проезд отказывался, выходить тоже. Алла с кондуктором (такой же хрупкой женщиной) совладать с ним не смогли. Помог водитель подъехавшего следом троллейбуса – мужчина вытолкал дебошира из салона. Но это был единичный случай.А вот с хамами на дорогах приходится сталкиваться почти в каждом рейсе.
– Многим пензенским водителям не хватает элементарной культуры за рулем и понимания, что общественный транспорт требует особого отношения. Мы ведь отвечаем за безопасность пассажиров, – говорит Алла. – Например, такая ситуация: автобусы и троллейбусы имеют преимущество при выезде из остановочного кармана. Это требование ПДД, но соблюдают его единицы. То же самое на перекрестках, разворотных кольцах – редко кто притормаживает, чтобы пропустить общественный транспорт.
Даже в Москве, по словам нашей героини, с культурой вождения ситуация обстоит лучше, чем в Сурском крае. Женщина проработала там пять лет – ездила зарабатывать на квартиру (зарплаты в столице на порядок выше). Достигнув цели, она вернулась в родные места.
Бывали раньше стычки с водителями автобусов.
Не секрет, что между водителями автобусов и троллейбусов всегда была своего рода конкуренция за пассажиров – каждый хочел привезти больше денег в свое предприятие. Несколько лет назад частники работали «на процентах» – водителям платили в зависимости от числа перевезенных людей. Поэтому те бились за каждого пассажира, старались обогнать коллег. До драк доходило!
– Мы – троллейбусники – в эти гонки не вмешивались, – поясняет Алла. – У нас была (и остается) почасовая оплата. Но иногда косвенно страдали от «битвы» за пассажиров, рискуя по чужой вине попасть в аварию.
Сейчас водителям автобусов стали платить за количество рейсов, и ситуация изменилась к лучшему.
Пенза, вперед! Париж подождет
По наблюдениям Мельниковой, ситуация с перевозками в последнее время поменялась к лучшему: дороги в городе ремонтируют, автопарк обновили. Большим плюсом является ранний выход на пенсию: в 50 для женщин и 55 – для мужчин (при условии, что отработаешь 20 лет). Поэтому сейчас профессия водителя троллейбуса набирает популярность.Алла обучает новичков. Кстати, ее ученик Александр Чернецов занял на конкурсе профмастерства третье место.
У нашей героини в детстве было две мечты – каждый день ездить по городу за рулем и побывать в Париже. Работа водителя троллейбуса позволила в полной мере осуществить первую. Ну а Париж пока в планах.
Автор: Елена СВЕРДЛОВА
Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER
Другие материалы рубрики
Пензенские медики рассказали, как сохранить здоровье в школе
В школьные годы дети зачастую «зарабатывают» себе опасные и даже хронические болезниПозывной Прогресс: история пензенского ветерана СВО Олега Бунтина
Наш земляк много лет работает в сельском хозяйстве и, попав на СВО, даже позывной взял по одному из мест своей работы
В Доме офицеров показали выставку памяти пензенского фотографа Владимира Гришина
На вернисаже присутствовала его старшая дочь Наталья Гришина
В Кузнецкую детскую больницу трудоустроились два педиатра
До конца года в регионе ожидается трудоустройство еще 28 «земских» врачей
Вадим Супиков: Участие работодателей в организации обучения и практики повысит квалификацию выпускников колледжей
Спикер регионального парламента обратил внимание на важные поправки, принятые Госдумой РФ в июле 2025-го
Александр Ведяхин: юбилейная X конференция AI Journey пройдёт в Москве с 19 по 21 ноября
Конференция объединит традиционные выступления международных AI-экспертов и новые интерактивные форматы
Сбер и «РКС-Холдинг» договорились о партнёрстве в сфере ЖКХ
Соглашение о стратегическом сотрудничестве по принципам государственно-частного партнёрства подписали на ВЭФ-2025Объемы оплаты по биометрии в Сбербанке с начала года выросли в два раза
Александр Ведяхин: Наша цель — достичь 100 млрд долларов товарооборота между Россией и Индией
Сбер разработал ИИ-решение для оптимизации лекарственного обеспечения для онкоцентров
Российские разработки в области ИИ обладают значительным экспортным потенциалом для рынков стран БРИКС