20 лет за рулем троллейбуса: пензячка Алла Мельникова – о нелюбимом маршруте, автохамах и стычках с водителями автобусов
С лошади – на троллейбус
Алла не любит троллейбусный маршрут № 8. Он идет мимо ЖК, на месте которого когда-то располагался пензенский ипподром.– Это мое первое место работы, – рассказала пензячка. – Я окончила сельхозакадемию, получив профессию зооинженера, и устроилась ухаживать за лошадьми. Люблю животных, в детстве занималась верховой ездой. Когда узнала, что ипподром отдают под застройку, расстроилась до слез.
Дело было в начале нулевых. Кто помнит те времена, согласится, что тогда с рабочими местами в Пензе было очень напряженно. Не то что сейчас! Подруга Аллы работала водителем троллейбуса.
– Пошли к нам! – предложила она. – Вакантные места есть.
Алла окончила курсы и в 2004 году пересела на железного коня. Из своей группы (а это примерно 20 человек) она одна на сегодняшний день осталась в профессии.
– Платили нормально, – вспоминает она. – Пока сын был маленький, я предпочитала утренние смены, чтобы успеть забрать его из школы.
Наша героиня получила права в 18 лет, поэтому за рулем чувствовала себя уверенно. За 20 лет она успела «обкатать» все троллейбусные маршруты, которые были в Пензе: от № 1 до № 11.
– Искренне удивляюсь, когда водители говорят, что на одном маршруте могут работать, а на другом нет, – отмечает Алла. – Город у нас маленький, запомнить дорогу легко. Другое дело, что тебе самому больше нравится. Я, к примеру, предпочитаю маршруты № 6 и № 9. Потому что там большие оборотные круги: четыре рейса сделаешь – и рабочий день закончился.

От «гробика» до «Горожанина»
Если сравнивать автобус и троллейбус, то езда на последнем на порядок сложнее.– У нас две дороги, – говорит Алла, – та, которая идет по земле, и та, что по проводам. Надо помнить про обе. Троллейбусу сложнее маневрировать, вписываться в крутые повороты.
Самыми сложными участками в городе Алла считает разворотное кольцо около магазина «Весна», перекрестки в районе Глобуса и памятника Победы. Там (особенно в час пик) можно встрять и выбиться из графика.
Начинала работать женщина на стареньком троллейбусе, закупленном еще в советские времена, который в шутку называла «гробиком» – в нем постоянно что-то выходило из строя. Но потом в Пензу стали поступать новые машины. Два года назад Алла сменила своего пятого железного коня – пересела на модель «Горожанин», собранную в Уфе. На ней, по словам водителя, работать одно удовольствие.
– Самый большой плюс – возможность ехать на автономной тяге, – говорит женщина. – Раньше мы часами ждали, когда закончится обесточка. В холодное время мерзли, ведь отопление пропадало вместе с электричеством. А сейчас опустил «рожки» и продолжил путь.
Битва за пассажиров
Алла из тех женщин, что не боятся трудностей. Если надо, и поломку сможет устранить, и скандального пассажира успокоить. Хотя за годы работы в сфере перевозок бывало всякое. Однажды в салоне буянил пьяница: платить за проезд отказывался, выходить тоже. Алла с кондуктором (такой же хрупкой женщиной) совладать с ним не смогли. Помог водитель подъехавшего следом троллейбуса – мужчина вытолкал дебошира из салона. Но это был единичный случай.А вот с хамами на дорогах приходится сталкиваться почти в каждом рейсе.
– Многим пензенским водителям не хватает элементарной культуры за рулем и понимания, что общественный транспорт требует особого отношения. Мы ведь отвечаем за безопасность пассажиров, – говорит Алла. – Например, такая ситуация: автобусы и троллейбусы имеют преимущество при выезде из остановочного кармана. Это требование ПДД, но соблюдают его единицы. То же самое на перекрестках, разворотных кольцах – редко кто притормаживает, чтобы пропустить общественный транспорт.
Даже в Москве, по словам нашей героини, с культурой вождения ситуация обстоит лучше, чем в Сурском крае. Женщина проработала там пять лет – ездила зарабатывать на квартиру (зарплаты в столице на порядок выше). Достигнув цели, она вернулась в родные места.
Бывали раньше стычки с водителями автобусов.
Не секрет, что между водителями автобусов и троллейбусов всегда была своего рода конкуренция за пассажиров – каждый хочел привезти больше денег в свое предприятие. Несколько лет назад частники работали «на процентах» – водителям платили в зависимости от числа перевезенных людей. Поэтому те бились за каждого пассажира, старались обогнать коллег. До драк доходило!
– Мы – троллейбусники – в эти гонки не вмешивались, – поясняет Алла. – У нас была (и остается) почасовая оплата. Но иногда косвенно страдали от «битвы» за пассажиров, рискуя по чужой вине попасть в аварию.
Сейчас водителям автобусов стали платить за количество рейсов, и ситуация изменилась к лучшему.
Пенза, вперед! Париж подождет
По наблюдениям Мельниковой, ситуация с перевозками в последнее время поменялась к лучшему: дороги в городе ремонтируют, автопарк обновили. Большим плюсом является ранний выход на пенсию: в 50 для женщин и 55 – для мужчин (при условии, что отработаешь 20 лет). Поэтому сейчас профессия водителя троллейбуса набирает популярность.Алла обучает новичков. Кстати, ее ученик Александр Чернецов занял на конкурсе профмастерства третье место.
У нашей героини в детстве было две мечты – каждый день ездить по городу за рулем и побывать в Париже. Работа водителя троллейбуса позволила в полной мере осуществить первую. Ну а Париж пока в планах.
Автор: Елена СВЕРДЛОВА
Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER
Другие материалы рубрики
От госслужбы к здоровому питанию: нутрициолог из Пензы создала линейку полезных масел и сладостей
Как Ольга Верчинская изменила свою жизнь и рацион пензенцев
В Пензенской области поддерживают участников СВО, ведущих предпринимательскую деятельность
Об этом рассказал губернатор
В Пензе прошел фестиваль «Единство в традициях. Связь поколений»
Большой праздник собрал представителей разных народов, проживающих в Сурском краеВадим Супиков: Нужно обеспечить законодательное сопровождение наращивания туристического потенциала регионов
В «Тарханах» открыли выставку «Я в детстве пережил войну»
В Губернаторском доме открылась выставка Александра Роганина
«Кисть и меч»: в Пензе сняли фильм об одной из самых ярких картин Серова
Главный корпус Башмаковской районной больницы готов принимать пациентов
Для удобства пациентов прием врачей первичного звена и диагностическое отделение размещено в одном крыле
Вадим Супиков поблагодарил пензенских аграриев за рекордные производственные показатели
В третий раз за всю историю региона получено более 3 млн 400 тыс. тонн зерна
В Пензу приехали «Легенды хоккея»
Среди них – Алексей Касатонов, Алексей Морозов, Александр Якушев, Александр Кожевников

