Вместе больше полувека: история любви супругов Беляниных из Русского Камешкира
– Столько всего в жизни случилось за это время, – улыбаются супруги. – Внуков вырастили, женили, правнука дождались.
Золотая свадьба
С супругами Беляниными мы познакомились в 2011 году. Вообще-то я ехала к ним, чтобы написать материал про коллекцию самоваров и разнообразных старинных вещей, которую собрал Александр Васильевич. Но сразу стало понятно, что писать про него, не рассказывая о супруге, Валентине Ивановне, решительно невозможно. Вот уж воистину две половинки единого целого! Стоит одному начать фразу, другой, кажется, по глазам понимает, что думает супруг, и заканчивает ее.И так больше полувека! Пять лет назад отметили золотую свадьбу.
– С этой-то свадьбы фото есть? – смеюсь я, вспоминая услышанную от них историю, что непосредственно с росписи фотографий не было.
– Есть! – улыбаются они.

А тогда, в начале семейной жизни, было не до снимков. Александр Васильевич фактически увел у прежнего ухажера Валентину, увидев которую лишился сна и покоя. И как она ни намекала, что он ей не пара, упрямый Саша приехал-таки свататься.
Времена и нравы были такие, что девушка лучше замуж пойдет, чем родню огорчит. И Валя пошла. Думала: «Стерпится – слюбится». А оказалось – нашла настоящую любовь.
Трогательную церемонию золотой свадьбы родителям организовала дочь Ольга, которая заведует местным ЗАГСом. Юбиляры пришли на торжество в белых русских одеждах и… в лаптях. Кстати, рубаха невесты – подлинная, изделию 100 лет!
В этом году грядет изумрудная.

Дом-музей
Что касается старинных вещей, то их в музее Александра Васильевича, который он назвал «Капелька старины», по-прежнему много: предметы быта, орудия труда и, конечно, любовь всей жизни – самовары. Никакой рекламы Белянин нигде не дает, но едут со всей области, узнав от тех, кто уже посетил экспозицию.– Мне часто звонят и уточняют стоимость входного билета, – говорит Александр Васильевич. – А я отвечаю: «Какие билеты? Приезжайте, посмотрите своими глазами, потрогайте руками настоящую историю».
И если к собирательству Валентина Ивановна относится, скажем так, с прохладцей, то новое хобби стало у супругов общим. Уже несколько лет они проводят в селе традиционные русские праздники – Масленицу, Троицу и другие. Собственно, к Троице и были изначально приготовлены свадебные наряды в славянском стиле.
– Я как-то говорю: «А вот, бывало, на Троицу кашу варили, в лес ходили, наряжали березку, привязывали ленточки, – рассказывает Валентина Белянина. – Может, и нам так?»
Александр Васильевич, естественно, поддержал идею.
Праздник своими руками
Такому празднованию Троицы, как в Камешкире, может позавидовать крупный райцентр, хотя действо разворачивается на небольшом пятачке у ворот дома.
– Березовые веточки наставили везде. Батюшка приезжал, благословлял, детский хор пел, – вспоминает Валентина Ивановна. – Как и в давние времена, пекли блины, пироги, делали кашу пшенную, угощали людей кислым молоком, квасом, медовухой.
– А народу было! – включается Александр Васильевич. – Старинные игры вспомнили: канат перетягивали, в лапту, клек состязались. Ребятня на ходулях ходила.
А потом все вместе за столом сидели, восхищались приготовленными блюдами – все как встарь. К слову, энтузиазм Беляниных и окружающим передался – соседи тоже в процесс готовки включились.
Весело проходит и Новый год.
– Ох, родители напридумывали в этом году! – вступает в разговор дочь Ольга. – Папа заставил достать маски Бабы-яги, Емели, ступу соорудил, макет печки во дворе сделал.
Еще один праздник, которого в Камешкире всегда ждут – старый Новый год. Наряженные камешкирцы ходят по селу, поют колядки. А за несколько дней до праздника жители окрестных домов приносят елки. Потом сжигают их, провожая былое. Техника безопасности соблюдается.
Пекут и просвещают

Помимо общего дела, у каждого из Беляниных есть и собственные увлечения. Валентина Ивановна, одна из немногих в селе, по-прежнему печет подовый хлеб в русской печи. Да, много лет назад она уговаривала мужа избавиться от громоздкой конструкции, но теперь язык не повернется предложить сломать. Еще она печет для храма просфоры и пасхальный хлеб – артос.
Александр Васильевич взял на себя заботу о местной безотцовщине. Он прекрасно понимает, как важно присутствие мужчины в жизни мальчишек. Он собирает гурьбу и ведет то по окрестным храмам, то в соседние деревни.
Одни взрослеют и уходят. На их место приходят новые.
Даже уехав из Камешкира, ребята не теряют связи с Александром Васильевичем. Кто совета попросит, кто – костюм для выступления. При встрече крепко жмут руку и долго не отпускают, будто хотят этим рукопожатием лишний раз сказать спасибо за поддержку.
Сами Белянины не считают, что делают что-то особенное. Но все окружающие прекрасно понимают, что они являют собой пример настоящих просветителей, хранителей традиций, краеведов. Да как угодно назовите! Причем делают все это не за гранты и премии, а по зову души. Глядишь, сегодняшняя ребятня, познакомившись с историей страны и села на белянинских посиделках, сама в будущем подхватит эстафету.
Автор: Екатерина РОГОЖКИНА
Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER
Другие материалы рубрики
Пензенский дизайнер Елизавета Ушакова превращает архитектурные детали в модные образы
Через костюмы она рассказывает историю города
Любовь и хаски: история семьи Приходько из Богословки
Наталья и Максим с нетерпением ждут настоящей зимы, когда ездовые собаки вновь помчат их по снежным просторамПедагог Горохов дал советы пензенцам, как уберечь молодежь от зависимостей
Пензенцам рассказали, почему в городе чистый воздух и когда расчистят реки
Фермер по наследству: пензячка продолжила дело сына‑героя и стала сыроваром
Каллиграфия в цифровую эпоху: в Пензе возрождают искусство красивого письма
Тамара Крюкова – о древних храмах Египта, опасных командировках и смелой книге
Публикуем эксклюзивное интервью писательницы «Пензенской правде»
В Мокшанскую больницу пришли на работу 16 специалистов в 2025
Одной из последних стала диетическая медицинская сестра
Вадим Супиков поблагодарил пензенских аграриев за рекордные производственные показатели
В третий раз за всю историю региона получено более 3 млн 400 тыс. тонн зерна

