Вирус ушел, паника осталась. Что делать? — советы пензенских врачей

Вирус ушел, паника осталась. Что делать? — советы пензенских врачей

Только недавно бухгалтер Елена Костина из Пензы перестала ездить на работу на такси и может вновь спокойно стоять на остановке в ожидании маршрутки. А до этого она почти месяц после болезни ковидом испытывала панические атаки в общественном транспорте, на остановке: начинало бешено колотиться сердце, не хватало воздуха. 

Эскалация страха

— Меня напрягало большое количество людей в ограниченном пространстве. Казалось, что я задохнусь, если окажусь в переполненном автобусе, — рассказывает она.

Женщина очень плохо спала, постоянно была на взводе. Елена считает, что роль в эскалации нервного напряжения сыграла не только ее собственная болезнь. Сначала тяжело болел ее пожилой отец, за которым она ухаживала. Опасение за жизнь родного человека, неопределенность прогнозов стали первым этапом расшатывания нервной системы. А потом ковид поразил и ее.

— У меня все было по классике: потеря обоняния, вкуса, температура около 38 градусов,  кашель.  Пять дней я пробовала победить болезнь сама, но вещи на случай госпитализации приготовила, —  вспоминает Елена.

По мере ухудшения самочувствия росло и нервное напряжение. Пришлось вызывать врача, который назначил лечение. Избавившись от недуга, женщина решила и психическое самочувствие привести в норму: пропила курс успокоительных препаратов, старалась больше гулять. Атаки отступили.

Удар по нервам

Что же происходит с людьми в период заболевания? Почему  страдают не только легкие или сердце, но и нервная система?
— Одна из основных мишеней для коронавируса — нервная ткань, — объясняет заместитель главного врача по медицинской части психиатрической больницы им. Евграфова Александр Никулин. — Один из основных симптомов — потеря обоняния — объясняется как раз поражением нервной ткани, нервных центров. Характерно это как для острого периода болезни, так и для постковидного периода.

По словам Александра Николаевича, наиболее часто (если исключить поражение легких) при  COVID-19 встречаются как раз расстройства нервной системы. Это тревожность, плаксивость, нарушение сна, головные боли, раздражительность, слабость, снижение трудоспособности, ослабление памяти (на это жалуются 99 процентов ковидных пациентов). В больницу за время пандемии с такими симптомами обратилось около 800 человек.

Причем к названным выше симптомам у некоторых есть особая предрасположенность. Как правило, это люди мнительные, тревожные. Панические настроения подстегивает  текущая ситуация, когда отовсюду только и слышно о грозной болезни и ее последствиях. 

Насколько опасны так называемые нервные последствия коронавируса?

— Сама по себе та же паническая атака физическому здоровью не угрожает, — объясняет заведующая психотерапевтическим отделением больницы Олеся Кибиткина, — но вот психическому может нанести серьезный вред, став причиной вторичного страха — возврата неприятных проявлений.


Кому нужна помощь

Где та грань, по которой можно понять: справится человек с проблемой сам или нужна помощь специалистов? Олеся Евгеньевна объясняет так:

— Если назначение общеукрепляющей терапии, изменение психотравмирующей ситуации (прием витаминов, общеукрепляющие процедуры, уход в отпуск, к примеру) убирают неприятные симптомы, значит, человек справился. 

Если ничего не помогает, нужно идти к психотерапевту. Особенно это касается людей, остро реагирующих на разные стадии страха, которые довелось пережить. 

Вспомните: сначала был просто страх неизвестной болезни, появившейся вдруг на планете, потом возник страхопасение, что сам заболеешь или кто-то из близких. По идее, когда человек заболел и выздоровел, тревожность должна уйти, но со многими она остается. Они нервничают, постоянно вызывают скорую, чтобы измерили сатурацию или назначили КТ. Это клинические проявления тревоги, которые требуют вмешательства специалистов. Особенно острые нервные расстройства переживают люди, которые стали свидетелями смерти от коронавируса. 

— Нарушается социальное функционирование человека. Он от страха не может ходить на работу, да вообще из дома выходить, — добавляет Александр Никулин.

Слабые, но здоровые

В октябре прошлого года в отделении начали проводить восстановительное лечение постковидных пациентов. Помощь комплексная: здесь есть аппаратура и методики по восстановлению дыхательной функции, нервной системы и т. д. Курс стационарного лечения — 10–14 дней. Лечение за это время прошли около 130 человек, в основном женщины.

Женщины не считают проявлением слабости поход к психотерапевту или неврологу и идут за помощью. А мужчины терпят до последнего.
Лечение включает психотерапевтические методики, медикаментозную коррекцию тревожных и астенических расстройств, физиотерапевтическое лечение, лечебную физкультуру. Есть индивидуальные занятия и групповые. 

Плюс групповых занятий в том, что когда несколько человек обсуждают общую проблему, им становится легче, особенно когда беседой руководит модератор, который грамотно анализирует ситуацию и дает дельные советы. 

Пациентам особенно нравятся  успокаивающая песочная терапия и гидромассаж.

Конечно, заболевшего или уже переболевшего коронавирусом человека не стоит пугать возможными расстройствами нервной системы. Александр Никулин полагает, что в курсе этих последствий должны быть специалисты, которые занимаются лечением основного заболевания, чтобы вовремя выявить тревожные симптомы и помочь справиться с ними. Ну и родственники таких пациентов: им со стороны виднее, как себя чув­ствует близкий человек, нет ли в его поведении тревожных изменений. 

Все излечимо. Главное — не упустить момент.


Совет специалиста

Олеся Кибиткина: 

— Большинство постковидных пациентов способны справиться с нервными расстройствами, вызванными болезнью, самостоятельно. Вот простые действия, которые в этом помогут:
— пропить курс витаминов;
— заняться лечебной физкультурой или найти физическую активность по душе;
— нормализовать режим сна.

Многие пациенты жалуются на расстройство памяти: бухгалтер вдруг не может сложить две цифры, а педагог со стажем не помнит тему, которую преподает 30 лет. Я бы назвала это временной рассеянностью. Конечно, можно для тренировки учить стихи или разгадывать кроссворды, но это не выход. Восстановление должно быть комплексным. 

Автор: Екатерина РОГОЖКИНА

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER