Виктор Бояров: «Когда интересно, трудностей не замечаешь!»

Виктор Бояров: «Когда интересно, трудностей не замечаешь!»

Виктор Бояров еще школьником был одним из «фронтменов» Зареченского Театра юного зрителя, которым руководила Лидия Ершова (с 1971 года). Кажется, не выпускалось ни одного спектакля, в котором он не играл бы главной роли. Но все же самый, наверное, запоминающийся образ — Царь в сказке «Царевна Несмеяна». 

Почему вдруг вспомнился тот легендарный персонаж, которого с таким энтузиазмом воплощал на сцене Виктор Бояров? Наверное, потому, что вот уже 26 лет Виктор Николаевич тоже немного монарх — художественный руководитель Зареченского муниципального ТЮЗа. Правда, диаметрально противоположен тому сценическому образу: он мудрый, спокойный, снисходительно настроенный к бушующим вокруг страстям, чуть печальный.
 
Мы долго разговаривали о роли детского театра в нашей жизни. И самое важное, о чем он сказал (а я, признаюсь, немного забыла, да и все мы забыли, как повзрослевшие дети из «Питера Пэна»), что ТЮЗы нужны, чтобы нравы людей смягчались от поколения к поколению, а мир становился справедливее. Технический прогресс — это прекрасно, но истинное развитие цивилизации происходит по линии социальных отношений, и в этом роль театра невозможно переоценить. 

О поиске себя 

— Виктор Николаевич, как вы стали главным режиссером? 

— Я уже окончил строительный институт и три года честно отработал на стройке мастером (хотя театр не бросал), когда наконец убедился, что это не мое. Спасибо, меня взяли во Дворец культуры «Современник» старшим администратором кинотеатра, потом повысили до худрука. 

И шесть лет я ходил по кругу организации концертов: открытие сезона, 7 ноября, Новый год, 23 февраля, 8 Марта и так далее. Чувствовал, что схожу с ума. А параллельно учился заочно в Московском институте культуры по специальности «режиссура самодеятельных театральных коллективов», у замечательного педагога Виктора Зыкова.

Учеба и придала мне уверенности. Окрыленный, я ушел в Пензенский ТЮЗ, и меня взяли ни много ни мало заместителем директора по зрителю. Мы обитали в неотремонтированном и неприспособленном для театра здании, где ныне находится Законодательное собрание, а играли спектакли в Доме пионеров на ул. Бекешской. Главным режиссером тогда был Геннадий Май, который собрал замечательных актеров из других городов. Но не всех устраивали условия. 

И вот, представьте, в мае меня принимают в штат, а в июне половина труппы увольняется. Сцены нет. В учреждениях, куда я как администратор обращался для распространения билетов, мне в глаза говорили, мол, мы в этот театр не пойдем. 

Ощущение вселенского развала дополняло то, что оставшиеся актеры, чтобы хоть как-то свести концы с концами, бродили по базару, торгуя булавками. 

И я сник. Вот тебе и призвание! И вдруг звонит завотделом культуры Заречного Светлана Радюк: «Что еще за «утечка мозгов»? Давай возвращайся, создавай свой театр». 

16 сентября 1993 года было принято постановление главы администрации города. Ирина Гордеева была назначена директором Зареченского детского муниципального театра, а я — главным режиссером. 

Лидия Михайловна Ершова в ту пору занималась только с младшей группой, а старших отпустила в свободное плавание — они учились в институтах, уже работали. Эта старая тюзовская гвардия и составила костяк нового театра. 


Обретение дома 

— Первая постановка — мой дипломный спектакль по пьесе Дмитрия Липскерова «Река на асфальте», камерная вещь, в которой всего два персонажа — он и она. А полноценной премьерой спектакля «Приключения Буратино в Стране Дураков» мы открыли первый театральный сезон. 

— Зареченскому ТЮЗу повезло больше, чем Пензенскому, он практически сразу обзавелся собственным зданием

— Да, мы переехали в бывший киноклуб «Дружба» в зиму с 1995-го на 1996-й. Это было самое счастливое время — не работа, а просто поток радости от созидания, творчества.

На сцене — 8 фонарей и металлический электрошкаф с какими-то ручными рубильниками. Занавес — на скрипучей лебедке с ржавыми тросами. Нет, предыдущие хозяева поддерживали порядок, просто все соответствовало той «аналоговой» эпохе и шло вразрез с нашими нуждами. 

Азбука театра 

— Понимаю, что уместить в нескольких строчках четверть века трудно, но все-таки. К чему сегодня пришел Зареченский ТЮЗ? 

— Каждый сезон мы выпускаем несколько премьер. При этом есть спектакли, которые не сходят со сцены десятилетиями. Зрители говорили, что кто-то видел эту постановку три раза, а кто-то — семь. Есть детская студия при театре, которой без малого 20 лет руководит Наталья Кучишкина. Это героический труд, студийные спектакли на равных входят в репертуар театра. 

Наши люди поступают в театральные вузы Москвы и Санкт-Петербурга, а есть такие, кто после «обычного» высшего, работая в театре, заочно получил второе — профильное. 

Дети некоторых актеров, которые занимались еще у Ершовой, тоже посвятили себя театру. Они работают как в Заречном, так и в других городах страны. Оксана Рыбалка после ГИТИСа ставит у нас спектакли. Актер Александр Куприянов работает в московском Театре на Юго-Западе, периодически возвращается к нам ставить спектакли. Большой резонанс вызвал его «Дракон» по Евгению Шварцу, а в этом году, во Всемирный день театра, была премьера его спектакля по пьесе Василия Шукшина «Энергичные люди». 

Я не люблю громких слов, но все-таки скажу, что мы делаем азбуку театра для города Заречного и это важно. Говорим с детьми языком образов о простых вроде бы вещах — о дружбе, о важности стремления к знаниям, о том, что надо быть вежливыми и помогать слабым. Когда мы приезжаем в другой район или город, не хочу никого обидеть, но бросается в глаза, что дети как зрители гораздо менее воспитанны, чем их зареченские сверстники. Надеюсь, лепта театра в этом есть. 


О вечных ценностях 

— А у меня ощущение, что ясные понятия о добре и зле сегодня размыты. Декларируется одно, а в реальности востребовано другое. Вы как худрук не испытываете диссонанса? 

— Нет, я считаю, что вечные истины востребованы по-прежнему. В пользу этого говорит такое наблюдение. К нам на спектакли приходят родители с детьми, которым еще года нет. Спрашиваю: ну зачем, сейчас свет погаснет, малыш испугается. Отвечают, что хотят на наших постановках воспитывать детей — чем раньше, тем лучше. 

В прошлом году для театрального фестиваля под эгидой Росатома мы замахнулись сочинить пьесу о создателях городов нашей системы атомной промышленности. Но быстро осознали, что лавры Алексея Арбузова нам не светят, второго «Города на заре» не написать. И возникла мысль: а мы ведь тоже строители — нашего собственного театра! Так родился вербатим (документальный спектакль) «Мы есть!..».

И вот тогда, анализируя свой путь, я удивился, что трудности обошли меня стороной. Не то чтобы их не было, но я их просто не замечал, жил другим — пьесами, отношениями с коллегами, премьерами... 
Когда интересно, трудностей не замечаешь.

КСТАТИ
Спектакль Зареченского ТЮЗа «Бесприданница» в постановке Андрея Шляпина, худрука Березниковского драматического театра (Пермский край), в 2018 году вошел в лонг-лист национальной театральной премии «Золотая маска».

Автор: Марьям ЕНГАЛЫЧЕВА

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER


Популярное