В Пензенской области 75 процентов детей ходят в кружки и секции

На вопросы родителей школьников отвечает врио первого заместителя министра образования Пензенской области Алла Маркова

В Пензенской области 75 процентов детей ходят в кружки и секции

На дистант не хочется 

— Алла Викторовна, не планируется ли переход на дистанционное обучение, если будет сохраняться неблагоприятная эпидобстановка? 
— Конечно, мы такого не планируем. Все — и родители, и учителя, и дети — заинтересованы в очной форме обучения. Без крайней необходимости дистанционное вводить никто не будет. Контакт глаза в глаза с учителем очень важен, уроки проходят эффективнее.
Однако к онлайн-общению с ребятами, проведению мероприятий в таком формате готов каждый учитель. В 2020 году мы все это уже отработали по максимуму.

— Педагоги призывают ребят поберечь себя — не ходить по торговым центрам, сократить контакты. Не случайно в народ пошло новое слово, возникшее в пандемию, — «ковикулы» (ковидные каникулы). А если все-таки ребятам придется учиться онлайн? Хватит ли в школах компьютерной техники, чтобы организовать процесс? Ведь рабочие ноутбуки для учителей Пензенской области массово закупали довольно давно.
— Да, это было давно. Но жизнь не стоит на месте! В последние годы много внимания уделялось техническому оснащению школ и учреждений СПО, не говоря уж про создание «Точек роста» и IT-куба. В 2020–2021 годах в рамках нацпроекта «Образование» 171 школа оснащена новыми ноутбуками и МФУ, а в 2022–2024 годах новую технику получат еще 155 школ и 6 колледжей Пензенской области.
И уж, конечно, у каждого учителя есть домашний компьютер. Во время дистанционного обучения в 2020 году был единичный случай, когда у педагога временно не было доступа к компьютеру. Проблему оперативно решили.
В наше время почти все педагоги и без дистанционного обучения охотно пользуются возможностями, которые дают различные онлайн-платформы. Это удобно. 

Зачем нужен сертификат

— Много вопросов читатели задают по сертификатам на дополнительное образование. Зачем вообще их понадобилось оформлять? 
— В 2021 году начался переход на персонифицированное дополнительное образование. Раньше, когда собирали сведения о детях, занимающихся в кружках, часто происходила путаница. Например, один ученик посещал три секции и в каждой его «посчитали». Получалось, как будто дополнительное образование получают три ребенка, хотя в действительности — один.
Сейчас все прозрачно. Мы видим, какие бесплатные секции востребованы, сколько туда ходит детей. Правительством РФ поставлена задача, чтобы до конца этого года 76 процентов ребят вовлечь в кружки и секции. В Пензенской области эта цифра на данный момент уже 75 процентов.
Кроме того, новый портал удобен для родителей и ребят. Можно посмотреть информацию обо всех бесплатных кружках, которые есть в Пензе и регионе, и сделать выбор. 

Куда уезжают стобалльники

— В нашем регионе в последние годы стабильно высокое число ребят с хорошими результатами ЕГЭ. Интересно, куда пошли учиться стобалльники?
— В этом году у нас было 25 стобалльников. Конечно, хотелось бы, чтобы эти перспективные ребята оставались в Пензенской области. Но у них есть выбор. И важнее — чтобы они реализовали свою мечту. Большинство ребят уезжают учиться в Москву и Питер. Четыре человека поступили в пензенские вузы (большинство стобалльников, решивших учиться дома, традиционно выбирают ПГУ). 
Хочется отметить учебные заведения, которые хорошо готовят ребят к ЕГЭ. Это Губернский лицей в Пензе, школы № 5 и № 15 в Кузнецке, гимназия «САН» в Заречном, школа № 9 в Каменке и ряд других. По информатике высокие баллы получил в этом году выпускник пензенской гимназии № 1.

— А как сейчас с педагогическими кадрами? Учителей каких специальностей не хватает? 
— Это учителя информатики, русского языка, математики, истории, начальных классов. Мы увеличили на 75 количество бюджетных мест на педагогические специальности в вузах и колледжах. Чтобы пробудить у ребят интерес к профессии, запустили проект по созданию педагогических классов. В этом году в области таких семь (три в Пензе, четыре — в районах).

— Какие направления в этом году оказались самыми востребованными у абитуриентов?  
— Медицинские, связанные с IT-технологиями, архитектура и строительство, сфера сельского хозяйства. Причем сегодня мы отмечаем, что далеко не каждый школьник стремится поступить именно в вуз. Все больше ребят выбирают среднее профессиональное образование. В 2021 году 53 процента от общего количества девятиклассников поступили в учреждения СПО. В 2020-м таких тоже было много — 52 процента.


В школу — к обеду 

— Многие родители, проживающие в Городе Спутнике, возмущаются тем, что который год подряд их дети вынуждены учиться во вторую смену. Когда ситуация изменится? И в каких еще микрорайонах не все школьники могут пойти на уроки с утра?
— Во вторую смену в Пензенской области сейчас учится пять процентов школьников. Проблема возникла в нескольких микрорайонах областного центра, а также в Пензенском и Бессоновском районах, близких к городу. Мы предпринимаем меры, чтобы изменить ситуацию. 
До конца 2024 года в регионе планируется построить семь новых школ: две в Пензенском районе – поселке Мичуринском (225 мест) и Городе Спутнике (2425 мест), одну — в Чемодановке (375 мест), одну — в Бессоновке (550 мест), еще три школы (на 1100 мест каждая) появятся в Пензе — в микрорайонах Заря, ГПЗ-24 и Арбеково. 

— «Пензенская правда» не так давно писала о разработке регионального стандарта питания школьников. Не всех родителей вдохновил предлагаемый набор блюд. Что вы можете сказать по этому поводу? 
— Региональный стандарт, возможно, устроит не всех, но он для того и задумывался, чтобы вынести тему на всеобщее обсуждение, выявить узкие места. Ориентируясь на него, каждая школа выберет примерный набор блюд, которые оценят родители, дети, эксперты. В итоге должно получиться вкусное и полезное меню.
Что уже показала работа над стандартом? Оборудование на школьных пищеблоках требует замены. Сейчас разработана пятилетняя программа по их переоснащению, по которой предусмотрено 54 миллиона ежегодно на закупку кухонной техники. Приоритет — сельским школам, где ситуация на пищеблоках хуже, но будем поддерживать и городские. Кроме того, надо проводить обучение школьных поваров. Самое хорошее блюдо в меню можно испортить, если не отработана технология. 
Мы помним и про детей с особыми пищевыми потребностями, заболевания которых диктуют особое питание. Работа в этом направлении уже ведется.  

Автор: Лариса РЯБИНИНА

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER