Каллиграфия в цифровую эпоху: в Пензе возрождают искусство красивого письма

«Почерк – оттиск вашей души», – считает создатель школы каллиграфии для детей и взрослых Ирина Мокшанцева

Каллиграфия в цифровую эпоху: в Пензе возрождают искусство красивого письма

В наш цифровой век написание текстов от руки кажется архаичностью. Зачем? Ведь все можно набрать на клавиатуре.

Как же я была удивлена, когда узнала, что в Пензе создана и работает школа каллиграфии. Неужели кому-то надо уметь хорошо и красиво писать? Мучимая этим вопросом, я связалась с основателем школы Ириной Мокшанцевой. Она к тому же педагог с десятилетним стажем, а также победитель конкурса «Мама-предприниматель» в 2025 году. 

Писать красиво 

На интервью пришла высокая, красивая молодая женщина, со светло-русыми длинными волосами, большими глазами и мягкой улыбкой. Ей бы в конкурсах красоты участвовать! Но, пообщавшись, я поняла, что она мастер своего дела, постоянно совершенствующий свое искусство. Ирина Владимировна имеет семь дипломов и несколько специальностей.

DSC_4181.jpg
– Так получилось, что мою тягу к знаниям, а особенно любовь к истории, определил мой учитель в школе № 12 Пензы, где я училась. Поэтому я выбрала исторический факультет и не пожалела об этом. Также была учеба в юридическом колледже и на юридическом факультете ПГУ, есть дипломы о получении образования педагога-психолога, педагога каллиграфии, педагога-логопеда. И еще я окончила аспирантуру исторического факультета, – перечисляет моя собеседница.

Она преподавала в начальной школе, последние годы работает учителем истории в средней школе № 19 Пензы, где есть кадетские классы. А для души, как сама говорит, занимается каллиграфией. 

Увлечение стало проектом 

Преподавание в начальных классах показало, как мало сейчас уделяется вниманию постановке почерка. Ирине Владимировне захотелось восполнить этот пробел, и она начала знакомиться с методиками преподавания письма, потихоньку осваивать их. Затем стала проводить дополнительные занятия для учеников. Родители были не против того, чтобы у их чад выработался красивый почерк. Но дело не только в почерке...

DSC_4279.jpg
– Когда мы пишем, используем руку как инструмент, все операции происходят благодаря активизации различных областей головного мозга, – объясняет Ирина.– Многочисленные исследования показали, что при наборе текста на клавиатуре и письме от руки у человека задействованы разные мыслительные операции. Не зря говорят, что развитие письма – это молодость мозга.

Сначала к ней приходили только ее ученики, потом сработал эффект «сарафанного радио». Заниматься дома стало уже тесно, и Ирина сняла первое помещение. На занятия к ней стали приходить и старшеклассники, чтобы исправить «нечитаемый» почерк для сдачи ОГЭ и ГИА.

Она работает и с детьми, у которых есть отставание в развитии. Также бывает, что ребенок получил травму и ему надо заново учиться писать, так как навык потерялся вследствие осложнения.

– Я разработала авторскую методику преподавания, у меня есть рабочие тетради для занятий. И результат виден спустя два—три месяца работы, почерк меняется, – объясняет педагог. 

А что для взрослых? 

Не могла не спросить: а могу ли я поменять свой почерк, улучшить его. Оказалось, что мой «поезд ушел», но есть шансы.

DSC_4294.jpg
– Когда ко мне обращаются взрослые, я всегда спрашиваю: «А для чего вам это?» Ведь почерк уже доведен до автоматизма, он уникален, а если человек хочет сделать его каллиграфическим, получается, что он снова возвращается в начало своей учебной деятельности, происходит откат. Если же навык письма потерян вследствие травм, болезней, то, конечно, я работаю с этим случаем. Но и для взрослых я стараюсь проводить мастер-классы: мы пишем бумажные письма себе, на Новый год отправляем свои желания Деду Морозу. Это дает эффект самопознания, кто-то говорит, что, оставаясь наедине с собой, начинает задумываться о вещах, которые раньше не считал важными.  

Расширяя горизонты 

Ирина Мокшанцева старается участвовать с мастер-классами в фестивалях, городских и областных мероприятиях. Это расширяет горизонты и популяризирует ее деятельность. Когда она узнала, что стартует программа «Мама-предприниматель» от Центра «Мой бизнес», стала ее участницей. У Ирины двое детей: 13-летний Константин и 8-летняя Ева.

Из 86 заявок отобрали 17. После пятидневного интенсива проект школы каллиграфии Мокшанцевой был признан лучшим. От государства она получила 150 тысяч рублей грантовой поддержки. Эти средства планирует направить на оформление онлайн-курсов своей школы, на запись обучающих видеороликов и печать рабочих тетрадей.

DSC_4318.jpg
Кстати, мне стало интересно, а какая она мама, отключается ли от своих педагогических навыков с родными детьми.

– Я не учила домашние задания со старшим сыном и дочерью. Более того, с дочкой мы не посещали подготовительных занятий к школе, и в первый класс она пошла, не умея читать. Я считаю, не надо давить на детей. Все придет в свое время. Беру дочку и сына с собой на работу, и они помогают мне раскладывать карточки, тетради, говорят: «Интересно». Я стараюсь быть понимающей мамой, но, конечно, профдеформация учителя-контролера включается, от этого не уйти.

Сейчас Ирина вынашивает грандиозный план – ее школа должна выйти за пределы региона.

– Вы не даете себе передышки! – восклицаю я. – Ставите перед собой все новые и новые задачи. Сил хватит?

– Дорогу осилит идущий, – улыбаясь, ответила она.

DSC_4263.jpg
«Пензенская правда» продолжает проект, в котором рассказывает, как люди меняют жизнь, начиная свое дело. Вы тоже пошли по этому пути? Поделитесь своей историей!

«Пензенская правда» (№46, 26.11.2025)

Автор: Екатерина РАЦ

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER