Уход за могилами в Пензенской области: почему этот бизнес не востребован

На такой, можно сказать, социальный бизнес, решаются пока единицы

Уход за могилами в Пензенской области: почему этот бизнес не востребован

Грустно бродить по пензенским погостам. Там памятник заваливается на бок, а там — трава по пояс. Не каждому под силу регулярный уход за могилами родных. Но выполнить вместо них эту миссию (даже за деньги) готовы пока единицы.

Исчезающие имена

Новозападное кладбище. Аллея Славы, где высятся мраморные памятники. Вот тут похоронен легендарный руководитель хора Октябрь Гришин, тут — режиссер  Семен Рейнгольд... Все чисто и ухоженно, нет лишней травинки. Но не пройдешь в сторону и сотни метров, как увидишь совсем другую картину.

В этой части кладбища, судя по надписям на надгробиях, хоронили в основном в 70–80-е годы прошлого столетия. 

Время неумолимо. Многие надгробия вросли в землю, оградки покосились. На некоторых холмиках трава по колено, а где-то уже буйная поросль кустарника. Многие захоронения не посещались годами. Особенно больно видеть заброшенные ветеранские могилы — с пятиконечными звездочками на памятниках. Таких слишком много. На некоторых уже невозможно прочитать имен. 

Забвение — это ли не самое страшное для человека?
 
Немногочисленные сотрудники кладбища убирают мусор и чистят от травы дорожки. Но содержать в порядке сами могилы — это уже обязанность родных усопших. Люди практичные уже не сажают живые цветы, не устанавливают шикарных памятников. Куда важнее организовать все так, чтобы за могилой требовался минимальный уход. Например, выкладывают все по периметру плиткой или засыпают белым камнем — лишь бы не прорастала настырная, вездесущая трава.

Кто поможет? 

Судьба разбрасывает людей по городам и странам. Порой и для молодых людей навестить дорогие могилки — проблема. А если ты уже в годах и не очень здоров — и подавно. Трудно вести войну с бурьяном и облупившейся краской на оградке. 

Вот люди и ищут выход. В последние годы набирает популярность такая услуга, как платная уборка на могилах. В соседних Мордовии и Саратове она куда более распространена. В Пензенской же области это, можно сказать, зарождающийся бизнес. 

Обзваниваю ритуальные конторы. В большинстве получаю отказ:
— Мы этим не занимаемся.

В неформальной беседе сотрудники признавались, что такие мелкие работы хлопотны, но не очень дорого оплачиваются. Средняя цена на разовую уборку места захоронения в тех немногих организациях, где эту услугу оказывают, — 1,5 тысячи рублей. А комплекс по установке памятника, цементированию основания, установке новой ограды стоит десятки тысяч рублей. 

Между тем в платной уборке на могиле нуждаются все больше семей. Моя — не исключение. А что делать, когда захоронение близкого человека почти за две сотни километров от фактического места проживания его родственников? 

У меня, например, в отдаленном районе похоронены бабушка и отец. Я уже больше 20 лет живу в областном центре. Машины нет. Добраться до райцентра на маршрутке — 500 рублей в один конец. Расписание неудобное, за день обернуться не успеешь. Надо искать, где переночевать. А еще везти с собой ведро, тряпки, лопату... 

Поездка на такси стоит 3 тысячи рублей. Так не проще ли нанять специально обученных людей? Но попробуй еще найти их! Если заказывать услугу из Пензы, то прибавляется плата за километраж. В нашем случае она составит около 8 тысяч. Вот если бы заказать эту услугу можно было непосредственно в районе... 

Но пока даже в близкой к городу Ухтинке ритуальное агентство не готово взять на себя миссию по уборке захоронений на близлежащих кладбищах. 


Абонемент на порядок

  Ларисе Качинской повезло — она нашла помощника. В Ахунах у нее похоронен муж. С годами могильный холмик просел, а в это лето трава вылезла щеткой. 
— Стараюсь часто бывать на кладбище, но сама бы не смогла исправить ситуацию. Нашла фирму, специализирующуюся на этом. Человек, приехавший оттуда, забрал меня из дома на своей машине, взял инструменты, мешки с землей. На кладбище он подсыпал землю, выровнял холм, ликвидировал траву, привел все в порядок. Это обошлось в три тысячи рублей. 

Лариса Яковлевна осталась довольна. Говорит, это выход для многих людей. Не обязательно каждый раз ездить на кладбище лично — на электронную почту придет фотоотчет «до» и «после». Существует и абонемент — наведение порядка по графику в течение года (5 тысяч рублей). 
Но предложений в данной сфере, увы, пока немного. 

Максим Стульников — один из тех, кто пошел по этому пути. Открыл ИП, создал сайт. Основная его работа — изготовление памятников, а уборка могил, как он сам выразился, нечто вроде хобби.

— Не многие мои знакомые знают, что я еще и этим занимаюсь. Стараюсь не афишировать особо. Думаю, мое окружение бы удивилось, — признается он.
 
Максим рассказывает, что пока подобных заказов не так много. 
— У нас регион «пожилой», люди небогатые. Пенсионеры советской закалки — не моя целевая аудитория. Сужу по своим родителям. Привыкли все делать сами. По выходным встают спозаранку, едут на дачу, добивать остатки сил. Убеждал их, что ту же картошку куплю в магазине и привезу, сколько надо, они слышать не хотят. 

Основные мои клиенты — трудоспособные люди, уехавшие из Пензенской области. В родных краях они бывают раз или два в год. Навещают родных да на кладбище приходят. Просят обычно, чтобы перед их приездом навел порядок. А кто-то совсем редко бывает на родине, но хочет, чтобы о захоронениях позаботились. Например, одна женщина просит меня регулярно приводить в порядок могилу сына. 

— Вы часто бываете на кладбище. Почему такой удручающий вид у наших погостов? Там трава, там прохода нет между могилами... 
— Даже здесь люди пытаются отвоевать каждый клочок земли, — рассуждает Максим. — В Европе, например, могилы не огораживают. А у нас не редкость высокие ограды с острыми пиками. Норовят втиснуть их поближе к соседним, да еще и столик с лавкой воткнут. Неудобно: ни пройти, ни убраться, ни покрасить.

А еще на наших кладбищах трудно найти нужное захоронение. Порой родные точно не помнят место и нужно бродить по погосту, внимательно вчитываясь в надписи. 


Не хватает дел реальных

Как я выяснила, на том же Новозападном кладбище, в муниципальной организации, оказывающей ритуальные услуги, негде посмотреть схему захоронений, найти, например, по фамилии усопшего номер могилы. Но здесь хотя бы оказывают платную услугу по уборке — за те же 1,5 тысячи рублей. 
Надеюсь, этот, можно сказать, социальный бизнес будет развиваться. 

Возможно, ушедшей в мир иной душе безразлично, что там с могилой, где пребывает бренное тело. Но живым, не все равно. Кладбища — тоже часть нашей истории. И поэтому пора ввести какие-то правила, чтобы захоронения не выглядели так хаотично и бессистемно. 

И, конечно же, необходимо позаботится о последнем пристанище наших героев — привести в порядок могилы участников войны. Если этого не могут сделать их близкие — взяться всем миром. У нас есть разовые волонтерские акции, но планомерной работы нет. И зарастают травой надгробия, стираются имена. Как же мы тогда будем говорить о памяти и гордости? 

Автор: Алиса РЯДНОВА

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER


Популярное