Ученый из Пензы рассказала о разработке имплантов будущего

Доктор технических наук Екатерина Печерская утверждает, что наука может быть захватывающей и вдохновляющей

Ученый из Пензы рассказала о разработке имплантов будущего

Екатерина Анатольевна, заведующая кафедрой «Информационно-измерительная техника и метрология» ПГУ, выросла в семье ученых: ее мама — профессор, доктор технических наук, была деканом естественнонаучного факультета ПГУ, папа — доктор технических наук, профессор. Родители часто брали дочь с собой на работу. Здесь, в стенах вуза, она и росла.

Осциллограф и другие приборы

— То есть родители повлияли на ваш профессиональный выбор?

— Повлияли общая атмосфера, окружение. Родители никогда не давили на меня, они заинтересовывали. Определил мое профессиональное будущее профессор Геннадий Павлович Шлыков — основатель кафедры и научной школы по метрологии. Когда я училась в 9-м классе гимназии № 1, он проводил с нами профориентацию и его энтузиазм был настолько убедителен, что почти весь наш физико-математический класс поступил на его кафедру.

5.jpg

Я уже на первых курсах начала вести научные исследования под руководством Геннадия Павловича. Затем была аспирантура, досрочная защита кандидатской диссертации.

Вернуть астрономию

 А современное подрастающее поколение интересуется наукой? Существует ли «универсальный термометр», которым можно измерить уровень научной грамотности людей?

— Не буду говорить за всех, скажу за своих студентов. Им интересна наука. Они с удовольствием углубленно изучают физику, астрономию, планируют работать на космическую отрасль, значит, их общая образованность не может быть ниже средней.

Но измерить уровень грамотности практически невозможно. Хотя бы потому, что в науке, как и вообще в мире, постоянно что-то меняется, причем довольно кардинально.

Хотя недавно была попытка создать такой «термометр»: ученые составили единый опросник, который позволяет измерить научную грамотность.

 Насколько я знаю, результаты этого опроса оказались неоднозначными. Некоторые респонденты не смогли сказать, что такое солнце. Пробелы в школьной программе?

—  Пробелы у конкретных людей. У меня перед глазами пример двух сыновей. Один уже студент, второй — школьник. В целом современная школьная программа выглядит неплохо. Хотя убрать курс астрономии было большой ошибкой. Школьного курса многих дисциплин вполне достаточно для рационального мышления.

За импортозамещением —будущее

 По итогам 2021 года вы получили звание «Ученый года Пензенской области». Чем был знаменателен этот период для вас?

— Мы с научным коллективом продолжили создание программно-аппаратных комплексов для исследования параметров материалов электроники. Завершили трехгодичный проект в рамках гранта РФФИ по исследованию взаимосвязей факторов, влияющих на свойства микродуговых покрытий в процессе их автоматизированного управляемого синтеза. Успех ученых измеряется еще и успехом учеников, которых мы профессионально направили по жизни. В прошлом году завершил работу над диссертацией один из моих аспирантов – Павел Голубков. В апреле этого года он успешно защитил кандидатскую диссертацию.

YSOgripJm1eE.jpg

— В этом году вы решаете проблемы биосовместимости имплантатов и костной ткани. Какое будущее у этого проекта?

— Да, это очень серьезные междисциплинарные исследования. Работа ведется совместно с учеными медицинского института. Суть в том, что в приборостроении, машиностроении и авиации оксидные покрытия должны быть высокой твердости и низкой пористости, а вот у имплантатов — напротив. Так вот, необходимо развить поверхность с требуемыми параметрами пор для лучшей биосовместимости. Это работа на импортозамещение, поэтому будущее у проекта большое. 

Что важно, эту и все другие прикладные разработки наши ученые стараются внедрить на предприятиях — индустриальных партнерах. Этому способствует интеграция с научно-образовательным центром мирового уровня «Инженерия будущего».

Современная наука — это...

Екатерина Анатольевна, современная наука – это о престиже, о деньгах или о собственной реализации?

— Любые научные исследования или открытия — всегда престижно. Развитие в науке — это мощная самореализация. И, конечно, молодые ученые начиная со студенчества прекрасно понимают, что, занимаясь наукой, можно привлечь финансирование. Современный мир требует тесной взаимосвязи науки и бизнеса. Нужна быстрая коммерциализация перспективных проектов, чтобы опередить потенциальных конкурентов и занять сегмент на рынке высокотехнологичной продукции.

То есть современные молодые люди могут быть уверены, что, пойдя в науку, не станут бедствовать?

— Наука не может развиваться без молодых исследователей. Сегодня молодежные проекты получают на федеральном уровне должную поддержку. В данный момент выпускники аспирантуры нашей кафедры завершают работу над тремя грантами РФФИ в сферах медицины, промышленности, электроники. 
Аспиранты Тимур Зинченко и Артем Волик получили гранты по программе «УМНИК» Фонда содействия инновациям. Павел Голубков и Тимур Зинченко в этом году победили в конкурсе Совета по грантам Президента Российской Федерации. А совсем недавно стало известно, что аспирант Владимир Антипенко и магистрантка Ангелина Журина стали победителями всероссийского конкурса студенческих стартапов.

y_tbtvtote_1(1).jpg

— Одни ученые борются с раком, другие — изучают космос... Что интересного происходит в сфере информационно-измерительной техники и метрологии?

— Современная наука основана на междисциплинарном подходе. Например, чтобы создать современные средства освоения космоса, необходимы знания и естественных, и технических, и биологических, и многих других наук. Наверняка вам приходилось слышать, что космические корабли оснащают датчиковой аппаратурой, современными высокоточными средствами измерений — это и есть область исследований специалистов нашей кафедры. Более того, интеллектуальные информационно-измерительные системы проникают во все отрасли экономики, без измерений и без знаний метрологии не обходится ни одна современная техническая разработка. Измерения востребованы в медицине, автомобилестроении, электронике, приборостроении — везде!


Автор: Елена СИНИЦЫНА

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER