Турция, прости! Я — в «Тарханы»

Турция, прости! Я — в «Тарханы»

Каждый журналист в «Тарханах» бывал не однажды. Июль, праздник, народ, приезжие знаменитости... Поэтому когда в жаркий воскресный день редакция спровадила меня с представителями туристической отрасли из разных городов (Москва, Санкт-Петербург, Самара, Волгоград, Калуга, Тула, Уфа и др.) в рекламный тур «По Лермонтовским местам», я взяла с собой книжку. Ну, чтобы время скоротать.  

Но книга не понадобилась. Наш экскурсовод Лариса Калмыкова так интересно рассказывала, что я, выражаясь не изящно, развесила уши. Даже пока мы недолго катили по Пензе, уже узнали (или вспомнили) массу любопытного.  
Например, спрашивает экскурсовод, что связывает Пензенское художественное училище (посмотрите направо, мы его проезжаем) и картину «Утро в сосновом бору»? 

Оказывается, замысел легендарного полотна принадлежал Константину Апполоновичу Савицкому, первому директору нашего нынешнего художественного училища, он же писал медведей. Но знаменитый коллекционер Третьяков, приобретая картину, снял его подпись, оставив только фамилию живописца Ивана Шишкина. Правда, на отношения художников это никак не повлияло, они до конца жизни дружили. 

А знаете ли вы, сколько времени добиралась бабушка поэта Лермонтова из своего имения в Пензу, когда ее туда гнала нужда? Двое суток в экипаже, с ночевками у знакомых помещиков! А сегодня, через 200 лет, мы домчимся на машине за каких-то полтора часа! 


Сила воображения 

А видите указатель «Кучки»? Во времена бабушки поэта там  жили некие Горихвостовы, у которых был крепостной театр. И крестьяне ставили там… итальянские оперы!  

Декорации малевал крепост­ной Кузьма Макаров. Барин пожалел несомненный талант и даровал ему волю. 

Кузьма выучился на художника, основал в Саранске рисовальную школу, а потом перевел ее в Пензу. (Снова привет художественному училищу.) Но самое интересное, что один из сыновей – Иван Кузьмич Макаров — стал академиком Императорской академии художеств, знаменитым портретистом. И как минимум одно его полотно известно всем жителям Сур­ского края — это «Девочки-сестры». Да-да, те самые Лиза и Наташа Араповы, внучки Натальи Пушкиной-Ланской. 

А еще, оказывается, в современном Пензенском районе было сосредоточено больше всего земель, принадлежавших роду Мартыновых, чей отпрыск застрелил Михаила Лермонтова.  

И бабушка, не зная своей судьбы, гостила у близких родственников будущего убийцы. И Миша с Николаем, возможно,  познакомились еще в детстве, в Пензенской губернии, а не во время учебы в школе юнкеров в Санкт-Петербурге.  

Забегая вперед, скажу, что, вернувшись домой, я сразу полезла в Интернет, нашла те факты, о которых говорила экскурсовод. Но там, в документах, все было сухо, лишено эмоций, зачастую нечитаемо из-за обилия сносок и ссылок. А экскурсовод набросала живую картину, описала характеры и внешность героев, добавила много любопытного из быта тех времен, вплоть до того, что сколько стоило. Мы как будто перенеслись во времени в ту эпоху. 


А не станцевать ли нам?

Что касается «Тархан», то тут слова излишни. Музей-усадьба прекрасен, как всегда! Даже, пожалуй, лучше, чем в толпах праздного народа, предвкушающих бесплатный концерт звезд российской эстрады. 

Но про один момент не могу промолчать — это бал «Минувших дней очарованье». Если средства позволяют, заказывайте его как часть экскурсии. Не пожалеете. В нас тоже поначалу взыграло классовое сознание — наверняка наши предки были крестьянами, а не дворянами. Какой еще бал? К чему этот пафос?  

А получилось забавно! Четыре кавалера с родным механизаторским загаром и четыре прекрасные дамы сначала танцевали друг с другом, а потом приглашали гостей. Публика стеснялась, жалась к стенкам, но постепенно вовлекалась. Комический эффект состоял в контрасте между бальными нарядами у артистов и пляжной одеждой у гостей. Один экскурсант, например, вальсировал в длинных шортах, сланцах и майке с  черепом. Когда объявили кошки-мышки, он так припустил, что оборвал сланцы. Пришлось делать перемычки из скотча, чтобы гость не шел босиком. 

Тархун незабвенный 

А бонусом гостям показали комплекс «Кувака» — производство и музей живой воды, начатый небезызвестным господином Воейковым.   

Эффектный спуск по винтовой лестнице в подземелье, и перед вами — прелестные девушки в сарафанах и платочках шалашиком. 

Как и сто с лишним лет назад, напевая, они наполняют бутылки родниковой водой. Бутылки — фирменной формы, в виде капли. Рядом — пересыпанный соломой ларь. В таких  пензенская вода «Кувака» отправлялась в Москву, к императорскому двору, или в Париж — в тамошние рестораны. 

А еще очень классная «Кувакская изба» — живописный деревянный дом со стильной печкой, с душистыми травами в сенях. Одно непонятно — почему этим божественным травяным чаем не завалены прилавки супермаркетов, почему там сплошное китайское… ну вы поняли.  

Чай, брендовый мед, какой-то хитрый квас с черносливом, татарские беляши. Ммммм!... Еще лещ копченый мне не простит, если я не отмечу его вкус и янтарную прозрачность. Деликатесы от разных народов, проживающих на территории Пензенской области, можно попробовать и купить. 

А еще здесь есть «аттракцион»-ностальжи — автомат с газировкой! Бросаешь монетку, и льется шипучая вода с сиропом. Стакан, правда, пластиковый и день­ги другого номинала, но вкус тархуна — как в детстве!


Лучший турист — местный

Этот тур был организован для того, чтобы экскурсоводы из других регионов, переполненные впечатлениями, вернувшись домой, рекомендовали бы землякам последовать своему примеру. Такова общемировая практика продвижения туристической отрасли. Гостям вроде бы понравилось.  

Но мне кажется, что для местных жителей подобные экскурсии даже интереснее, чем для гостей. Потому что эти истории – наши. Только мы, вечно ворчащие, скептичные, можем быть потрясены, когда окружающая нас обыденность наполняется новыми смыслами, обретает объем, краски, эмоции. И понимаешь, как все это, стесняюсь произнести, на самом деле любишь.

Для местных жителей подобные экскурсии даже интереснее, чем для гостей. Потому что эти истории — наши.

Автор: Марьям ЕНГАЛЫЧЕВА

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER