Тернистая дорога к знаниям: эхо саратовской трагедии

Тернистая дорога к знаниям: эхо саратовской трагедии

Тернистая дорога к знаниям — мы пишем эту фразу, имея в виду не ее метафорический смысл, а реальную ситуацию с дорогами, ведущими в школы города Пензы.

После трагедии в Саратове, когда в гаражном массиве по дороге в школу была убита 9-летняя девочка, мы решили посмотреть, насколько безопасны территории, прилегающие к пензенским учебным заведениям.

А кто должен? 

После ЧП появилось много публикаций с призывом к родителям. Суть их проста: взрослые обязаны постоянно сопровождать детей до 12–14 лет в школу, в секцию, в кружки, в магазин, в гости к друзьям. В некоторых публикациях прозвучали даже обвинения в адрес мам и пап, которые этого не делают, в недостаточной любви к своим детям. Якобы взрослые знают о потенциальной опасности, но все равно каждый день рискуют жизнями детей, которые передвигаются по городу одни.

Конечно, по возможности родные должны находиться рядом с детьми. Но как быть в ситуации, когда родители работают с 9 до 18 часов на другом конце города и нет бабушки с дедушкой? Уволиться и сидеть дома? А если в семье только один родитель? 

Мы уверены, что безопасность детей — дело общее, дело всех, и в том числе муниципальной власти, которая должна создать комфортную среду для маленьких граждан. Пензенской мэрии в этом плане очень много надо потрудиться, потому что здесь почти всегда дорога к знаниям лежит через помойку и чапыжник. 


Горит, но не светит

На территории первого корпуса ЛСТУ № 2 на улице Бакунина, 115, вечером жутковато. Фонари освещают центральный вход, территорию на противоположной стороне и ФОК. Есть два прожектора, направленных на хоккейную коробку. Но из-за разросшихся елей свет на тропинку практически не попадает. Спортивная площадка не освещена совсем. Темно и на тропинке, идущей вдоль задней части здания.

Если сейчас до наступления сумерек дети уже расходятся по домам, то зимой темнеет гораздо раньше и не все успевают покинуть территорию школы засветло.

Темно на тропинке, ведущей к школе № 11 вдоль дома № 15 по улице 8 Марта. Асфальтовая дорожка вдоль школы широкая и новая, но ни одного фонарного столба нет. 

Мы решили полюбопытствовать, существуют ли нормы по освещенности прилегающих к школам территорий. Оказалось, что есть. За их соблюдением должны следить сотрудники регионального управления Роспотребнадзора. Но по большей части они контролируют яркость освещения в классах.

Согласно нормам СанПиН, на территории учреждения образования должно быть наружное искусственное освещение. Определен и уровень искусственной освещенности на земле — не менее 10 люкс. Скажем так, это средняя цифра для уличного освещения. Измеряется уровень освещенности специальным прибором — люксметром. 

Но, даже если пензенцам темно на улицах, официальных жалоб в ведомство никто не писал. И уж тем более никто не жаловался на то, что темно на дорожке вдоль школы.


Гаражи, помойки и пьяницы

Собирая данные, журналисты объехали два десятка городских школ в разных микрорайонах Пензы и заметили, что проблемы везде одинаковые: старый асфальт, заросли кустов, пустыри, заброшенные гаражи и сараи, темные подходы. 

Если уж прямо под окнами Управления образования Пензы рядом с гимназией № 4 «прописались» помойка и чапыжник, где прячутся подростки с пивом и сигаретами, то что говорить про остальные учреждения образования?! 

Не пора ли депутатам и городским ведомствам — УМВД, районным администрациям, членам административных комиссий и т. д. — взяться за ликвидацию этих опасных участков? 

Обозначим лишь некоторые из них. Микрорайон улиц 8 Марта и Карпинского: школы № 11, 12, 27, 16. Оговоримся сразу, вины директоров школ здесь нет. Территории учебных заведений и подходы к ним содержатся в идеальном состоянии. Но администрация школы не может нести ответственность за то, что происходит в 50–100 метрах от дверей учреждения образования. А для детей дорога к школе начинается уже от подъезда их дома. 



У каждой школы мы увидели гаражи времен постройки 70–80-х годов прошлого века, пустыри с горами мусора и тропами, по которым пробираются храбрые дети. Самый опасный участок обнаружился буквально за забором школы № 12 со стороны улицы Карпинского: к ограждению примыкают самодельные погреба, часть которых уже обвалились и представляют прямую угрозу жизни! Под ворохом листвы и досками трудно заметить ямы глубиной в 3–5 метров. Но они там есть! 

На улице Российской, 45, по дороге в кадетскую школу № 46 юным казакам-кадетам приходится идти через старый гаражный кооператив. (Мы там были в 12.30, и компания сомнительного вида уже распивала спиртные напитки.) А на тропинке вдоль гаражей недавно вела раскопки какая-то коммунальная служба и яма осталась открытой. 

Про контейнерные площадки и баки с мусором лучше и не упоминать — почему-то коммунальщики их любят ставить прямо перед центральным входом в школьные дворы.

Через стройплощадку на уроки приходится идти сейчас ученикам школы № 49. А с наступлением темноты возникает еще одна проблема: на выходе из учебного заведения есть только узенькая тропка — и ни одной осветительной точки.

Список неблагополучных территорий можно продолжить. 


Когда гаражи снесли

Конечно, нельзя сказать, что в городе ничего не делается. Есть примеры, когда опасные гаражи все-таки снесли. Например, вдоль школы № 52 в Арбекове. Часть учебного заведения выходит на проспект Победы, на сквер «Разорванная звезда». Здесь все в порядке, всегда светло, чисто и красиво. 

А вот с другой стороны, вдоль школьного забора, еще в 70-е годы были построены гаражи (часть из них — самовольно). Ими уже давно никто не пользовался. Опасность заключалась в том, что крыши строений облюбовали вездесущие мальчишки, а закоулки — маргинальные личности. 

— Грязь, мусор, бутылки и даже шприцы. И на все это каждый день смотрели наши дети. Отпускать ребятишек одних по дороге вдоль гаражей было просто небезопасно. Другая проблема: никто не знал, что хранится в этих боксах. Там могли быть взрывоопасные предметы и вещества, к примеру старые ржавые баллоны с пропаном. Не дай бог, рванет. Кто стал бы отвечать? — говорит местная жительница Елена Кузнецова. 

Люди много лет били тревогу, поднимали вопрос о том, что с заброшенными постройками пора что-то делать. Приглашали телевидение, представителей администрации. Требовали, чтобы  руководство школы повлияло на ситуацию. Но земля под гаражами — муниципальная, и никто, кроме городских властей, не мог принять решение о сносе.

Но, видимо, вода камень точит. Прошлой зимой на гаражах появились объявления, предупреждающие о том, что самовольно возведенные строения администрация намерена демонтировать. Уже весной 2019 года гаражей не стало. Снос занял несколько дней. Территорию расчистили и разровняли, погреба закопали. Школа привела в порядок местами «беззубый» и покосившийся забор.

Так что можем, когда захотим. Главное, чтобы мотивацией не стало какое-нибудь происшествие. Давайте возьмемся за наведение порядка «до того как»!



Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER