Страсти по троллейбусам, или О том, дождутся ли пензенцы транспортных перемен

На вопросы читателей «Пензенской правды» ответил заместитель министра цифрового развития, транспорта и связи Пензенской области Алексей Мещеряков

Страсти по троллейбусам, или О том, дождутся ли пензенцы транспортных перемен

В конце 2021 года в нашем регионе был взят курс на реформирование системы пассажирских перевозок. В 2022 году полномочия по организации перевозок на территории Пензенской городской агломерации (Пенза, Заречный, Пензенский и Бессоновский районы) были переданы на уровень региона. 

Жителям обещали скорое обновление парка автобусов и троллейбусов, изменение маршрутной сетки, пересмотр системы оплаты проезда и многое другое. Однако 2022 год пролетел, а значительных изменений как будто бы не произошло…

У людей накопились вопросы, которые и были заданы заместителю министра цифрового развития, транспорта и связи Пензенской области Алексею Мещерякову в общественной приемной редакции.  

Любим мы рогатых 

— Так останутся в Пензе троллейбусы или от них все-таки откажутся как от невыгодного общественного транспорта? — спросил Михаил Корчагин, житель Западной Поляны (Пенза). 

— Вопрос неоднократно обсуждался как на уровне Пензы, так и областного правительства, общественности, — ответил Алексей Мещеряков. — Были проблемы, связанные с банкротством МУП «Пассажирские перевозки г. Пензы», износом инфраструктуры электротранспорта. Но в целом очевидно, что троллейбусы эффективны, удобны для людей, к тому же наиболее экологичны. Поэтому они остаются. 

В настоящее время в рамках транспортной реформы инициированной губернатором Олегом Мельниченко, начат инфраструктурный этап и в 2023 году должно завершиться строительство участка в новой контактной сети, тяговых подстанций, депо. Планируется изменить троллейбусные маршруты. Есть намерения продлить их, например, в Город Спутник и микрорайон Дальнее Арбеково.  

— Я пенсионерка. По Пензе предпочитаю ездить на троллейбусах: дешевле всего и народу меньше. Но на маршрутах много старых, неудобных (с высоко расположенными ступенями) машин. Несколько месяцев назад в новостях сообщили, что закуплены новые марки. Когда же они выйдут на линии? — поинтересовалась Анна Сергеевна Топоркова из Пензы. 

— Да, существующий троллейбусный парк нуждается в обновлении. В настоящее время на маршрутах Пензы работает 54 троллейбуса, многие из которых уже исчерпали срок эксплуатации.  

90 новых троллейбусов уже закуплены за счет инфраструктурного кредита, который получил наш регион. Поступать машины будут небольшими партиями в течение 2023 года.

Конечно, нам хотелось бы ускорить этот процесс. Но мы зависим от производственного графика завода-изготовителя. Первые 10 троллейбусов  должны появиться на маршрутах не позднее февраля. 

Это машины с автономным ходом: 20 км они могут проехать без контактной сети, за счет энергии тяговых аккумуляторов.  

Курс взят на результат 

— Я работаю посменно. Вечером освобождаюсь в 10-11 часов. Постоянно сталкиваюсь с тем, что сложно уехать домой даже из центра. Почему перевозчики часто заканчивают свой рабочий день раньше положенного времени? — озвучила проблему Алина Золотова (Пенза). 

— Таких жалоб много, — отметил Алексей Георгиевич, — мы пытаемся оперативно реагировать, но нынешняя система перевозок в городе очень инертна к корректировке. Это, кстати, и стало одной из причин перезагрузки пензенского общественного транспорта. 



Напомню, что есть два вида перевозок: по контрактам (регулируемый тариф) и по свидетельствам (нерегулируемый тариф). А основная часть пензенских автобусов малой вместимости работает как раз по свидетельствам. У нас мало механизмов воздействия на таких перевозчиков — даже штрафы не предусмотрены. Мы можем только лишать свидетельств в судебном порядке. Но это достаточно долгая процедура, потому пассажиры и не видят быстрой реакции на жалобы.

Поэтому мы взяли курс на контрактную систему. Она более жесткая и эффективная с точки зрения контроля перевозчика. В этом году на регулируемый тариф переведены троллейбусные перевозки, четыре городских автобусных маршрута (№ 54, 66, 70, 82с) и три пригородных (№ 130, 149, 165). 
И ситуация, по отзывам пассажиров, изменилась к лучшему. Плюс на этих маршрутах стала возможна оплата проезда картой, как транспортной, так и обычной. Уверен, со временем порядка в данной сфере станет больше. 

Золотой пересадочный час

  — Планируется ли вводить льготные цены на проезд или транспортные карты для студентов? Сейчас очень много денег уходит на дорогу, — пожаловался Виктор Дубков, студент ПГУ, проживающий в районе ГПЗ-24. 

— Нынешняя система образования тарифов на проезд в общественном транспорте не устраивает ни нас, ни пассажиров. Вопросы тарифообразования и тарифно-билетного меню — в процессе разработки. 

В 2023 году планируем привести в соответствие нормативно-правовую базу. Отмечу, что мы хотим поменять сами принципы ценообразования за проезд, отказаться от экономического обоснования тарифов и отталкиваться от так называемых социальных тарифов, то есть брать в расчет доходы населения.
Что касается льготных транспортных карт, то пока это полномочия органов местного самоуправления. Но в планах у нас забрать их на уровень региона и изменить принципы предоставления льготного проезда. 

Также с помощью тарифа мы собираемся решать вопросы, связанные с функционированием маршрутной сети на принципах пересадочности. В частности, введение «золотого пересадочного часа». 

Как на базаре... 

— На остановке «Центральный рынок» по-прежнему большое скопление маршруток и автобусов, которые во время посадки пассажиров не только занимают крайнюю полосу, но и перекрывают остальные. Когда этому положат конец? — возмутилась автоледи Инна Царева.  

— Когда будет утверждена и запущена новая маршрутная схема для общественного транспорта. Сейчас на территории Пензы действует беспересадочная система — от точки до точки можно доехать на одном автобусе. Пассажирам это удобно, но при этом мы имеем очень много маршрутов (более 60), которые пересекаются, дублируют друг друга. Причем основную часть обслуживают автобусы малого класса. Одно из негативных последствий этого — скопление пассажирского транспорта в центре города. Потому-то мы и стремимся ввести принцип пересадочности.

В 2022 году Научно-исследовательский и проектный институт территориального развития и транспортной инфраструктуры г. Санкт-Петербурга разрабатывал для Пензенской городской агломерации предложения по новой маршрутной сети. Суть: будут магистральные маршруты и подвозящие. Дублирование исчезнет. 
Акцент сделаем на троллейбусы, автобусы большого и среднего класса. 

Сейчас концепция маршрутной сети с учетом наших предложений и замечаний практически готова. И в январе 2023 года мы ожидаем от проектного института визуализации новой системы пассажирских маршрутов, которую выставим на публичное обсуждение. И по итогам приступим к реализации следующего этапа – контрактации с перевозчиками.

Автор: Елена СВЕРДЛОВА

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER