Солдат в юбке: Лидия Шарова из Вадинска чудом спаслась на минном поле

Солдат в юбке: Лидия Шарова из Вадинска чудом спаслась на минном поле

Внучка ветерана Мария Шарова — сотрудница Российской академии наук — живет в Москве, но не теряет связи с родиной своей бабушки.
В детстве Машу привозила в Вадинск ее бабушка Лидия Григорьевна Шарова (в девичестве Крамина). Сама она уехала отсюда в 1939-м на учебу в Москву, оттуда ушла на фронт, там же жила в мирное время, наведываясь в Вадинск, пока была жива ее мама.

Добровольцы памяти 

  Внучка участницы Великой Отечественной войны Мария Шарова в память не только о своей бабушке, но и о ее земляках, стоявших насмерть на защите своего Отечества в 1941–1945 гг., выполняет ныне весьма и весьма почетную миссию – она является активным участником форума сайта Всенародной книги памяти Пензенской области, где на добровольных началах ведет список воинов Великой Отечественной, уроженцев вадинской земли, и летопись их судеб. На сегодня в нем 12 617 имен (при том что официально, можно сказать, до сих пор звучит число 7300).

— Насколько я поняла, местный историк Александр Федорович Старцев в свое время учитывал только тех, кто был призван Вадинским райвоенкоматом, — поясняет Шарова. — Я же включала в списки из Центрального архива Министерства обороны погибших и награжденных, если указано: место рождения — Вадинск (Керенск), Вадинский район или место призыва — Вадинский райвоенкомат. Не хватает сведений о тех, кто не получил боевые медали по приказам, а имел только медали «За Победу над Германией», «За Победу над Японией» и за взятие городов, — их имен нет в базе. Не вошли в списки и те, кто родился в Вадинском районе, но призывался из других мест СССР. 

Под номером 11915 в списке воинов Вадинского края значится имя Лидии Григорьевны Шаровой. Мария передала в музей боевой и трудовой славы имени А.Ф. Старцева Вадинской средней школы святыни своей семьи — орденские планки и два портрета бабушки.

На фронт, на фронт!  

При жизни фронтовички внучка записала ее воспоминания о службе.

Лидия Григорьевна родилась в селе Вадинск 22 марта 1925 года. Ее родители — отец Григорий Васильевич Крамин и мать Татьяна Никаноровна (урожденная Фомина) — были крестьянами. Семья жила на Нижней Покровской улице.

Лида Крамина училась отлично, одной из первых в классе решала задачки по математике и по химии, на слух запоминала объяснения учителей. В 1939 году она поехала в Москву и поступила в текстильный техникум.
 
Когда началась война, завод имени Фрунзе, куда девушку направили работать токарем, был эвакуирован из Москвы на станцию Безымянка, неподалеку от города Куйбышева (ныне Самара). Там приходилось трудиться на создаваемом авиационном моторостроительном заводе на станках, стоявших прямо под открытым небом.

Лида с самого начала войны рвалась на фронт, но повестку получила только в 1943 году, когда ей исполнилось 18 лет. Она прошла обучение на ускоренных курсах шоферов — водила полуторку, ГАЗ-ММ-В. В армии числилась с 5 мая 1944 года в составе 27-го автополка. Присягу принимала на железнодорожной станции Барыш Ульяновской области, там же были получены водительские права. Во время стажировки возила лес.

В сентябре 1944 года Лидия добралась до места службы — 688-й батальон аэродромного обслуживания. Возила на полуторке грузы для снабжения самолетов: продукты, топливо, запчасти. Стояла в охране на посту на случай нападения немцев или «наших» (бандеровцев, власовцев, лесных братьев). При перебазировании участвовала в подготовке аэродрома к обслуживанию, а также — в создании ложных аэродромов, ходила с донесениями в части. 

Потом девушку перевели в метеороту. Она готовила метеорологические сводки, принимала радиотелеграммы от руководства и от летчиков (кстати, говорила, что в воздухе они та-а-а-ак матерились...). В ее наградном листе написано, что она приняла и передала около 600 телеграмм и не было ни одного нарушения связи на командном пункте.

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER


Популярное