Синдром 7 сентября: пензенцам рассказали, почему дети не хотят идти в школу

Что делать, если первоклашка после недели обучения отказывается идти в школу

 Синдром 7 сентября: пензенцам рассказали, почему дети не хотят идти в школу

Ребенок, радостно ждавший начала учебы, через неделю занятий начинает кукситься и жаловаться на плохое самочувствие. К сожалению, это норма для многих первоклассников. Да и детей постарше, бывает, «накрывает».

Почему так происходит и что с этим делать?

Я с тобой!

Кандидат психологических наук, доцент кафедры прикладная психология ПГУ Елена Голоюс объясняет:

— Синдром 7 сентября — это не медицинский термин в широком понимании, а явление, которое характеризует состояние ребенка через неделю после старта учебного года.

Для школьника этот период связан со стрессом, психологическими и физическими нагрузками. Класс, учитель, большое количество детей, новые правила. Не каждый первоклассник способен 40 минут сидеть смирно за партой. Учебные занятия требуют внимания. У многих возникает протест, они хотят обратно в детство. Ребенок может прийти домой и сказать: «Все, мне в школе не понравилось. Я туда больше не пойду».

По словам Елены Андреевны, до поступления в школу родители обязаны максимально подготовить отпрыска к новому жизненному этапу. Нужно настроить школьника: проговорить, как будет проходить учебный день, что может его напугать и расстроить, как правильно реагировать на ту или иную ситуацию. Нельзя обещать праздную жизнь и заострять внимание на разноцветных карандашах и красивой форме.

— В период адаптации ребенку можно предложить брать с собой, например, любимую игрушку, которую он сможет обнять, если станет страшно или грустно. А дальше эта практика будет трансформироваться. И родители должны постоянно доносить до отпрыска фразу: «Я с тобой!» Эти простые слова содержат глубокий стратегический посыл.

Выбирайте не школу, а учителя 

Если ребенок категорически отказывается идти в школу, то нужно серьезно разбираться в причинах. И здесь без тесного контакта с педагогом не обойтись. Именно поэтому Елена рекомендует родителям выбирать для ребенка не школу, а учителя, который подошел бы семье по системе ценностей, с которым было бы легко общаться.

Еще один совет родителям — не ждать чуда. Семилетний ребенок в одночасье не станет ответственным и самостоятельным. Он не будет следить за своими вещами, не возьмется за уроки без напоминания.

— Процессы саморегуляции волевых центров идут на протяжении всего периода детства. А оно, напомню, длится до 18 лет, — добавила Елена Андреевна. — Ответственности нужно учить.

Часто родители говорят, что до 5–6-го класса приходится делать уроки всей семьей. Психолог советует: в 1—2-м классе родители, конечно, садятся со школьником рядом, помогая ему сосредоточиться. Но постепенно мама должна «отдаляться», не забывая хвалить за красиво написанные буквы, за самостоятельность. В идеале к 4-му классу ответственность за выполнение уроков должна лежать полностью на ребенке.

Период взросления

В 11—13 лет у школьника, как правило, падает мотивация, снижается успеваемость. Психолог подчеркивает: через это проходит большая часть детей. Период взросления: гормональные бури не дают сосредоточиться на чем-то, кроме себя, своих недостатках, месте в обществе и противоположном поле. Порой такое состояние захватывает и 9-й класс.

— Подростку нужно помогать, проявлять понимание, побольше разговаривать с ним, — говорит Елена Андреевна. — Именно в это время есть опасность, что поддержку он найдет в компании дурных людей.

Психолог советует создать добрый ритуал, который позволил бы ребенку побыть с семьей и полностью расслабиться. Например, по пятницам можно вместе смотреть фильмы, по субботам готовить что-то необычное или выезжать на природу. Важно, чтобы подросток ощутил спокойствие и защищенность, когда не нужно никуда гнаться. Важно место, где будет комфортно и тепло.

ЕГЭ — не конец света

Год перед выпускными экзаменами — еще один повод для стресса в семье школьников. На этапе подготовки к экзамену немало подростков подрывают свое психическое и даже физическое здоровье.

— Сам процесс подготовки к ЕГЭ забирает немало физических и моральных сил. Времени хотя бы на минимальное восстановление перед самим экзаменом попросту не находится. Результаты закономерны — выгорание и нервный срыв.
 
Как бы родители ни тревожились по поводу экзаменов, мама и папа — главная опора своего чада в этот трудный период.
 
Надо помогать и поддерживать ребенка по мере своих сил и возможностей: навести порядок в его комнате, приготовить еду, даже сопровождать на экзамен — просто в качестве моральной поддержки, взаимодействовать с учителями, если это необходимо.
 
А еще мамы и папы должны объяснить ребенку, что экзамены, безусловно, важны, но это всего лишь этап, за которым последует следующий. Что даже при неудаче есть несколько вариантов решения проблемы.

Как помочь ребенку справиться со стрессом

Совет № 1. Обязательно соблюдать режим, не допускать, чтобы ребенок засиживался за телевизором или компьютером допоздна. 
Совет № 2. Не стоит ругать ребенка за какие-то неуспехи. Надо отмечать его достижения, чтобы сформировались уверенность в себе, желание успешности.
Совет № 3. Не забывайте, что ребенок должен развиваться не только интеллектуально и физически, но и эмоционально. Ему нужно играть, баловаться, общаться со сверстниками во внеурочное время.

Как пережить ОГЭ и ЕГЭ

Совет № 1. Создайте положительный эмоциональный фон в семье.
Совет № 2. Как можно больше разговаривайте с ребенком, давайте ему возможность выговориться.
Совет № 3. Инициируйте любые, но посильные физические нагрузки, напоминайте о необходимости бывать на свежем воздухе или даже выходите на прогулки вместе с ним.
Совет № 4. Разработайте альтернативный план действий на случай, если что-то пойдет не так: обсудите, как и где можно продолжить обучение или начать работать. Покажите ребенку, что вы готовы к любой ситуации и что продумывание сценариев — это часть и его, и вашей ответственности.
Совет № 5. Родители должны понаблюдать за собственным состоянием. Комфортно ли ребенку с вами? Где ваши мысли: в неопределенном будущем («что будет, если он/она получит плохой балл?») или в текущем моменте («как нам построить подготовку сегодня?»). Вы переживаете невероятно важный, непростой период жизни, но помогут ли негативные эмоции? Разрешите себе быть спокойными.



Автор: Елена СИНИЦЫНА

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER