Школьные музеи Пензенской области: Евгений Родионов, Андрей Кижеватов и 354-я стрелковая дивизия

Объединившись, они берут на себя роль хранителей и проводников памяти

Школьные музеи Пензенской области: Евгений Родионов, Андрей Кижеватов и 354-я стрелковая дивизия

– Мы хотим сделать школьные музеи центрами учебных заведений, – говорит наш собеседник Олег Машин, – чтобы активность там была не только по памятным датам (9 Мая, 23 февраля), а постоянно: проводились конкурсы, встречи с ветеранами, велись исследования, разработки различных кейсов, игр, квестов, шел показ патриотических фильмов.

По образованию Олег программист, работал в сферах журналистики, шоу-бизнеса. В какой-то момент у него появился интерес к прошлому России и родного края, и постепенно это стало одним из ключевых дел в его жизни. 

DSC_1359.JPG

В 2018 году Олег выступил с инициативой создания Музея молодежи, которую поддержал заместитель председателя областного правительства Олег Ягов. Нашлось и достойное место – Дом молодежи на улице Кирова. 

Первая экспозиция была посвящена 100-летию со дня образования комсомола. А идея заключается в создании картины жизни страны с дореволюционного времени до наших дней. 

Но этим дело не ограничилось. Через два года была создана Ассоциация школьных музеев (АШМ) региона. 

Сквозь года, сквозь века 

Школьные музеи стали массово открывать в 1985 году – к 40-летию Победы в Великой Отечественной войне. Этому же событию были посвящены и первые экспозиции. 

В те годы жили и здравствовали еще многие ветераны, труженики тыла. Они охотно делились с ребятами воспоминаниями и памятными вещами. 

DSC_1434.JPG

– Почти каждый школьник что-то нес в музей из дома, – говорит Олег, – ведь в каждой российской семье есть свои герои. Бывало, что вдовы участников войны отдавали в школьные музеи награды, личные вещи своих супругов, понимая, что там память о них сохранится на долгие годы. 

В лихие 1990-е многие экспонаты, которые бережно собирали школьники, были расхищены: коллекционеры и перекупщики охотились за военной атрибутикой. А в некоторых школах музеи больше походили на хранилища – стояли под замком, никакой жизни там не наблюдалось. 

Своего рода ренессанс школьных музеев начался примерно 10–15 лет назад, когда остро встал вопрос сохранения и распространения исторической памяти, чтобы дети не затруднялись с ответом на вопрос: кто в мире победил фашизм? 

экспонаты.JPG

Многие экспозиции десятилетиями оставались неизменными, так что требовалась перезагрузка. Надо было переходить на современные способы донесения информации. 

– Взять тот же смартфон, – приводит простейший пример Олег, – если его правильно использовать, он становится инструментом, который может учить, воспитывать, пробуждать интерес к настоящему и прошлому. 

Ассоциация школьных музеев как раз и занимается обучением педагогов и детей современным подходам к делу сохранения памяти.

Обращение к своим корням

DSC_1377.JPG 

В 2020 году в нашей области насчитывалось 207 школьных музеев, а в 2024-м – 240. И все они разные: отличаются по профилю и подаче материала. Хотя есть и общее. 

– В районах области школьные музеи, как правило, отражают историю населенного пункта, образовательного учреждения, рассказывают об известных людях, – отмечает Олег Машин. – Там больше историй, потому что в глубинке жизнь людей, их достижения – все на виду.

Часто школьные музеи развивают какую-то определенную тему. Например, музей школы № 49 Пензы уже много лет занимается историей знаменитой 354-й стрелковой дивизии, сформированной в нашем крае и прошедшей славный военный путь. 

В школе села Кижеватово – две линии: история уроженца этих мест Андрея Кижеватова, Героя Советского Союза, прославленного защитника Брестской крепости, и история мордовской культуры.

В пензенской школе № 63 основным направлением стала русская культура. В 74-й обратились к более современному периоду, создав музей советского быта. 

В кузнецкой школе № 4 основная часть экспозиции посвящена Евгению Родионову, рядовому Пограничных войск РФ, во время первой чеченской кампании замученному боевиками, но не предавшему своей веры.

Евгений Родионов.jpg

На всех одна Победа 

При разнообразии подачи материала в каждом школьном музее обязательно сохраняется и развивается тема Великой Отечественной войны. И в каждой школе есть что-то особенно трогательное. 

– Недавно на выставку в Москву мы возили… носовой платок, – рассказал для примера Олег Машин, – экспонат из школьного музея Вадинского района. Уроженец этих мест в годы войны защищал подступы к столице. В то время, как и сейчас, дети посылали бойцам открытки, подарки к праздникам. И неизвестная девочка зимой 1942 года вышила на платочке надпись: «Защитнику Москвы. С новым годом!». Он попал к нашему земляку. Боец хранил этот платок всю войну, а потом передал в школу. 

Олег Машин уже несколько лет является федеральным экспертом Музея Победы в Москве. Работает над методическими рекомендациями для музейного педагога, уделяя большое внимание оформлению выставок, проведению экскурсий и другим тонкостям музейного дела. 

DSC_1430.JPG

– Сейчас большой популярностью пользуются передвижные проекты, – рассказал он, – например ружейные ящики. Мы приезжаем в школу и рассказываем детям об оружии времен Великой Отечественной, показываем автоматы Мосина, Шпагина и Дегтярева. Все это – реальные боевые единицы, найденные в местах, где велись сражения. Ребята могут потрогать, подержать их, попробовать перезарядить. Важно сочетать практическую и образовательную части. 

При Ассоциации школьных музеев есть совет, в который входят школьники со всей области. Они активно занимаются исследовательской работой, проводят экскурсии, участвуют в тематических конкурсах. 

Именно их можно назвать хранителями знаний о прошлом, летописцами современных событий и проводниками патриотических смыслов, которые должны передаваться из поколения в поколение. 
Ассоциация школьных музеев Пензенской области входит в число 13 субъектов России, которые являются участниками долгосрочной программы Музея Победы на Поклонной горе в Москве.

Автор: Владимир САМОКАТОВ

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER