Семейная династия Худяковых из Чемодановки 200 лет проработала в школе
Благородная профессия учителя часто становится общей судьбой для представителей разных поколений одной семьи. Когда Вера Ивановна и Виктор Николаевич Худяковы по привычке приходят в родную школу, то с ними здороваются не только старшеклассники, которые еще с начальной школы помнят строгого завуча и учительницу математики, но и повара, медработники, сами учителя! А как же, ведь Худяковы воспитали и выучили не одно поколение чемодановцев: общий стаж работы трех поколений их династии — почти 200 лет!
Вера Ивановна несколько лет назад ушла на пенсию, но продолжает следить за работой коллег, остается в курсе всех школьных дел. Правильно говорят: бывших учителей не бывает — ее душа этого требует. Немаловажен и еще один факт — дочка Наталья Худякова преподает в Чемодановской школе немецкий язык. И у нее уже стаж приличный — 19 лет.
Виктор Николаевич, как и его жена Вера Ивановна, проработал в школе 40 лет. Он преподавал ОБЖ и физкультуру. Даже взрослые сельчане вспоминают его уроки и говорят, что дисциплина и выправка остались с ним до сих пор.
— Мой папа, Иван Васильевич, рассказывал, что когда он шел по деревне, то перед ним снимали шапки и кланялись. Это высшая степень уважения! Учителей на селе почитали... — рассказывает о своем отце Вера Ивановна.
Выйдя на пенсию, она решила составить древо своей педагогической династии и по линии своих родителей (Сидоровых и Мурзиных), и по линии мужа (Худяковых). Оказалось, что в их большой семье уже шестое поколение работает в сфере образования! Нашлось почти 20 учителей! И все работали или работают в сельских школах.
Изучая прошлое своей семьи, Вера Ивановна попутно собрала большой фотоархив Чемодановской школы и теперь активно выступает перед детьми и жителями села с рассказами об истории учебного заведения: как строилось здание, кто здесь работал, как учились в XX веке.
Сама она пришла в школу со студенческой скамьи и была влюблена в свой предмет — математику.
— Когда меня назначили завучем, в 80-х годах уже прошлого века, школа в Чемодановке была большая даже по городским меркам — 982 ученика! — вспоминает Вера Ивановна. — Но во времена перестройки детей по объективным причинам стало меньше, а сейчас Чемодановке уже нужна новая школа. Площадей в здании, откровенно говоря, не хватает под возросшие нужды современной системы образования: второй иностранный язык, класс компьютерных технологий, инженерное творчество — с каждым годом современная школа активно адаптирует IT-технологии. Нагрузка и на детей, и на учителей возрастает. Программы и планы вроде бы остались те же, дети растут так же, но стремительно меняются задачи и требования к образованию. Современным детям сложнее учиться, а значит, и учителям сложнее работать. Особенно, если делать это с душой, отдавая сердце ученикам, вкладывая себя в каждого ребенка. Сложно, но очень ответственно и почетно.
— Современные дети — это феномен. Вот, к примеру, в прошлом году немецкий язык стал вторым обязательным иностранным языком в школьной программе. Думала, как я его буду ученикам втолковывать после английского? Правила чтения, падежи, система языка — да все другое! И методика наша для такого не подходит. А они взяли учебник и просто слушать начали аудиокурс и пошли… пошли, да с таким интересом учат второй язык, что я удивляюсь и радуюсь их знаниям и ответам, — делится своими рабочими моментами Наталья Викторовна.
По ее словам, сейчас работать учителям в школе и сложнее, и легче одновременно. Секрет успеха педагога — в степени заинтересованности своей профессией и в желании делать что-то для детей кроме проведения уроков.
Мысль дочери развивает Вера Ивановна:
— Новая система оплаты труда педагогических кадров это подтверждает. Сейчас стало больше стимулирующих выплат. Если ты провел уроки и ушел, то получишь мало. Но если много работаешь с детьми и они выступают на конференциях, участвуют в конкурсах и привозят в родную школу грамоты, дипломы, то и зарплата твоя будет расти. Бывает, что педагог повышает свою квалификацию, занимается самообразованием, участвует в конференциях и делится опытом с другими учителями — и за это его будут поощрять материально. Считаю, что такой подход к нашему труду справедлив.
— Всегда были и будут ученики, кто готов с желанием учиться, старается, делает уроки, интересуется предметом. Были и есть хулиганы, готовые пошалить или прогулять школу. Дети одинаковые во все времена, надо найти к каждому подход. Хулигана назначить ответственным за посещаемость уроков, двоечнику найти помощника из числа самых красивых девочек, или, наоборот, начать его хвалить и ставить четверки, а он сам подтянет предмет, — уверен Виктор Николаевич Худяков.
Вера Ивановна с мужем согласна, но сетует, что современные дети редко берут в руки книги, больше возятся с гаджетами, а вот навык вдумчивого чтения утрачивают.
— Хотя я уверена, что компьютеры и современные смартфоны, техника и технологии — это благо для детей. Мы можем научить их находить любую информацию в Интернете за 5 секунд. Освоить компьютер сейчас может даже дошкольник. Труднее все новинки даются старшему поколению. Но мне кажется, нельзя нам, пожилым, отставать от современного темпа жизни, — размышляет Худякова.
По работе она скучает до сих пор. А Виктор Николаевич говорит, что часто видит во сне, как ведет свой урок ОБЖ, просыпается, когда раздается звонок с урока.
В этом году Чемодановскую школу оканчивает их внучка, так что династия Худяковых может пополниться еще одним педагогом…
Вера Ивановна несколько лет назад ушла на пенсию, но продолжает следить за работой коллег, остается в курсе всех школьных дел. Правильно говорят: бывших учителей не бывает — ее душа этого требует. Немаловажен и еще один факт — дочка Наталья Худякова преподает в Чемодановской школе немецкий язык. И у нее уже стаж приличный — 19 лет.
Виктор Николаевич, как и его жена Вера Ивановна, проработал в школе 40 лет. Он преподавал ОБЖ и физкультуру. Даже взрослые сельчане вспоминают его уроки и говорят, что дисциплина и выправка остались с ним до сих пор.
Вчера и сегодня
Учителя на селе всегда считались интеллигенцией. Их уважали за широту взглядов, за высшее образование и за то, что крестьянских детей, не склонных к умственному труду, они могли усадить за парты и заразить интересом к науке.— Мой папа, Иван Васильевич, рассказывал, что когда он шел по деревне, то перед ним снимали шапки и кланялись. Это высшая степень уважения! Учителей на селе почитали... — рассказывает о своем отце Вера Ивановна.
Выйдя на пенсию, она решила составить древо своей педагогической династии и по линии своих родителей (Сидоровых и Мурзиных), и по линии мужа (Худяковых). Оказалось, что в их большой семье уже шестое поколение работает в сфере образования! Нашлось почти 20 учителей! И все работали или работают в сельских школах.
Изучая прошлое своей семьи, Вера Ивановна попутно собрала большой фотоархив Чемодановской школы и теперь активно выступает перед детьми и жителями села с рассказами об истории учебного заведения: как строилось здание, кто здесь работал, как учились в XX веке.
Сама она пришла в школу со студенческой скамьи и была влюблена в свой предмет — математику.
— Когда меня назначили завучем, в 80-х годах уже прошлого века, школа в Чемодановке была большая даже по городским меркам — 982 ученика! — вспоминает Вера Ивановна. — Но во времена перестройки детей по объективным причинам стало меньше, а сейчас Чемодановке уже нужна новая школа. Площадей в здании, откровенно говоря, не хватает под возросшие нужды современной системы образования: второй иностранный язык, класс компьютерных технологий, инженерное творчество — с каждым годом современная школа активно адаптирует IT-технологии. Нагрузка и на детей, и на учителей возрастает. Программы и планы вроде бы остались те же, дети растут так же, но стремительно меняются задачи и требования к образованию. Современным детям сложнее учиться, а значит, и учителям сложнее работать. Особенно, если делать это с душой, отдавая сердце ученикам, вкладывая себя в каждого ребенка. Сложно, но очень ответственно и почетно.
Взгляд Натальи
Наталья Худякова преподает немецкий язык. Работу свою любит и ценит успехи и достижения каждого ученика.— Современные дети — это феномен. Вот, к примеру, в прошлом году немецкий язык стал вторым обязательным иностранным языком в школьной программе. Думала, как я его буду ученикам втолковывать после английского? Правила чтения, падежи, система языка — да все другое! И методика наша для такого не подходит. А они взяли учебник и просто слушать начали аудиокурс и пошли… пошли, да с таким интересом учат второй язык, что я удивляюсь и радуюсь их знаниям и ответам, — делится своими рабочими моментами Наталья Викторовна.
По ее словам, сейчас работать учителям в школе и сложнее, и легче одновременно. Секрет успеха педагога — в степени заинтересованности своей профессией и в желании делать что-то для детей кроме проведения уроков.
Мысль дочери развивает Вера Ивановна:
— Новая система оплаты труда педагогических кадров это подтверждает. Сейчас стало больше стимулирующих выплат. Если ты провел уроки и ушел, то получишь мало. Но если много работаешь с детьми и они выступают на конференциях, участвуют в конкурсах и привозят в родную школу грамоты, дипломы, то и зарплата твоя будет расти. Бывает, что педагог повышает свою квалификацию, занимается самообразованием, участвует в конференциях и делится опытом с другими учителями — и за это его будут поощрять материально. Считаю, что такой подход к нашему труду справедлив.
Дети всегда остаются детьми
Дети мало отличаются от своих родителей, когда те учились в школе. Так думают все учителя Худяковы.— Всегда были и будут ученики, кто готов с желанием учиться, старается, делает уроки, интересуется предметом. Были и есть хулиганы, готовые пошалить или прогулять школу. Дети одинаковые во все времена, надо найти к каждому подход. Хулигана назначить ответственным за посещаемость уроков, двоечнику найти помощника из числа самых красивых девочек, или, наоборот, начать его хвалить и ставить четверки, а он сам подтянет предмет, — уверен Виктор Николаевич Худяков.
Вера Ивановна с мужем согласна, но сетует, что современные дети редко берут в руки книги, больше возятся с гаджетами, а вот навык вдумчивого чтения утрачивают.
— Хотя я уверена, что компьютеры и современные смартфоны, техника и технологии — это благо для детей. Мы можем научить их находить любую информацию в Интернете за 5 секунд. Освоить компьютер сейчас может даже дошкольник. Труднее все новинки даются старшему поколению. Но мне кажется, нельзя нам, пожилым, отставать от современного темпа жизни, — размышляет Худякова.
По работе она скучает до сих пор. А Виктор Николаевич говорит, что часто видит во сне, как ведет свой урок ОБЖ, просыпается, когда раздается звонок с урока.
В этом году Чемодановскую школу оканчивает их внучка, так что династия Худяковых может пополниться еще одним педагогом…
Автор: Наталья НАЗЕМНОВА
Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER
Ссылки по теме
Алиса РЯДНОВА,