История дружбы: в пензенском селе Бикмурзино девять народов живут как одна семья
Вместе навсегда
– В официальных документах село упоминается примерно с 1709–1712 годов, – рассказывает краевед Михаил Щербаков. – Но на самом деле чуваши и татары жили здесь и раньше: когда существовало так называемое дикое поле – территории, которые использовались для пастбищ кочевниками. Это XVI–XVII века. А если смотреть по обнаруженным захоронениям, то люди здесь жили уже 4 тысячи лет назад.Михаил Геннадьевич говорит, что за долгое время совместного существования представители народов научились жить в мире и согласии.
– Испокон веков чуваши сельским хозяйством занимались, а татары – торговлей. В общем, одни вырастят, другие продадут. Всем хорошо, – говорит краевед.
Есть взаимопонимание!
Школа в Бикмурзино открыта в 1884 году. И учились там вместе чуваши, татары, мордва и русские. В советское время дети из соседних деревень жили в интернате. Но в конце 1980-х было принято решение построить в близлежащих селах свои школы. То есть где-то учились только чуваши, где-то – только татары. Но эксперимент долго не прожил. Спустя 20 лет школой, в которой учится детвора из ближайших населенных пунктов, стала Бикмурзинская.
Супруги Фарид Фатихович и Сания Сабировна Юмакуловы отработали в ней не один десяток лет.
– Я каких-то разногласий, ссор, конфликтов между представителями разных национальностей не видел, – признается Фарид Фатихович. – Все относились друг к другу с уважением. Даже языковой барьер не мешал. Ведь чувашский и татарский – из одной языковой группы, финно-угорской, поэтому понимали друг друга хорошо. Но на самом деле главным языком общения был и остается русский.
Интернациональная семья
В настоящее время в Бикмурзино живут представители девяти национальностей. Помимо чувашей и татар – русские, мордва, корейцы, узбеки, белорусы, украинцы, прибалты.– У нас тут настоящий интернационал, – улыбается глава Бикмурзинского сельсовета Анатолий Юртаев.
К слову, у него и семья многонациональная. Он – чуваш, жена – мордовка.
Анатолий и Вероника в браке почти 12 лет. Познакомились в Пензе, а сюда перебрались в 2014 году. Тогда Анатолий Петрович и возглавил сельсовет. Дома можно услышать слова на трех языках.
– Дети проявляют интерес к их изучению. Правда, не все пока понимают, – признается Вероника.
Вот что ребята точно знают, так это названия чувашских и мордовских блюд, которые в доме готовятся практически постоянно. Из любимых – мордовский пирог с капустой и яйцом «капста прякат», чувашский с картошкой и мясом – «хулпу».

– А вообще, кухни похожи. Взять те же пончики, пирожки – их любят, пожалуй, представители всех национальностей, – говорит хозяйка дома.
И песней, и делом
И праздники здесь общие. Всем селом отмечают чувашский праздник Акатуй, посвященный земледелию и началу весенне-полевых работ. Потому что неважно, как называется праздник, главное – суть его близка и понятна всем народам, живущим на этой земле. Сев и сбор урожая – важные периоды в жизни сельчан.Обязательный гость на этом и всех других праздниках в селе – вокальный ансамбль «Ахаяс». Коллективу уже 35 лет. С 2014 года его возглавляет Надежда Родионова.
– В 1990-е годы в коллективе было до 30 человек разных национальностей, – вспоминает Надежда Алексеевна. – За время существования сколько мы сшили народных костюмов для выступлений! Сейчас костяк – восемь женщин, все чувашки.

А вообще, пение для солисток «Ахаяса» сегодня не главное занятие. Они сами (а под их руководством и все сельчане) включились в движение помощи фронту.
– В декабре 2022 года члены группы «Ахаяс» начали вязать теплые шерстяные носки. К нам подключились и другие сельские женщины, – рассказывает Надежда Родионова. – Мы также организовали благотворительные концерты «#Zа Россию» и «Из дома с любовью» в поддержку участников СВО. Было собрано около 100 тысяч рублей.
Также бикмурзинцы собирали гуманитарную помощь для госпиталя в Дебальцево, приняли участие в акции «Детям Донбасса – от детей Бикмурзино!».
– Когда предложили в клубе организовать пункт по плетению сетей, сразу поддержали эту идею, – продолжает Надежда Родионова. – У всех одно стремление – объединиться и помочь нашим солдатам. Они защищают нас, а мы защитим их, делая маскировочные сети. За два с половиной года сплели 235 сетей.
Помнят в Бикмурзино и о воинах Великой Отечественной войны. В преддверии великого праздника Дня Победы в прошлом году инициативная группа обратилась к жителям с призывом оказать помощь в сборе средств на приобретение саженцев. Деревца были нужны для благоустройства памятника «Скорбящая мать», установленного в память о героях, павших в роковые сороковые.
Тогда было собрано около 50 тысяч. На эти деньги приобрели посадочный материал.
На примере многонационального села мы видим, что повседневные заботы, совместный труд, праздники и решение общих проблем создают прочные связи, которым не мешают этнические различия.
Материал подготовлен в рамках государственной программы Пензенской области «Региональная и государственная национальная политика, развитие гражданского общества в Пензенской области», опубликован в газете «Пензенская правда» в №41 от 15 октября 2025.
Автор: Екатерина РОГОЖКИНА
Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER
Ссылки по теме
Другие материалы рубрики
Четыре истории о главном: рассказы мам Антона Макарского, Олега Денисова, Татьяны Куртуковой и сестёр Фролкиных
Мама – главное слово в каждой судьбе. Недаром об этом песни слагают
Пензенские ученые взялись за спасение редкой летучей мыши
Животное занесено в Международную Красную книгуНовый год на улицах Пензы 2025-2026: программа мероприятий
Городская администрация сообщила, где в новогоднюю ночь будет специальная программа
В Клинической больнице №4 Пензы начал приём новый врач УЗИ
В медицинское учреждение в 2025 году пришли три специалиста
Вадим Супиков поблагодарил пензенских аграриев за рекордные производственные показатели
В третий раз за всю историю региона получено более 3 млн 400 тыс. тонн зерна

