Село Белынь: место, в которое приезжают встречать старость

Сколько сельских населенных пунктов исчезли с карты области! Зная это, думаешь: неужели умрет деревня? Побывав в селе Белынь Пачелмского района, мы расстались с пессимизмом

Село Белынь: место, в которое приезжают встречать старость

Хотя первая встреча нас насторожила.

– Я приехала сюда умирать, – заявила 84-летняя Татьяна Тельнова. 

Мы пригорюнились, но тут женщина продолжила:

– Не прямо сейчас.

Не успели мы вздохнуть с облегчением, как она добавила оптимистичное:

– Это лучшее место на свете! – и продолжила: – Человек не всегда может выбирать, где ему жить молодую жизнь, бывают разные обстоятельства: приходится ехать за любимым, думать о детях, искать место, где больше платят, быть поближе к стареньким родителям.

IMG_1532.jpg
А вот выбрать место, где хочешь провести свои преклонные годы, вполне возможно.

Возвращение к истокам

20 лет назад Татьяна Михайловна вышла на пенсию и решила вернуться в родные края – в село Белынь Пачелмского района. Сейчас у нее как в той песне: «Маленький домик, русская печка». И еще – деревянный сундук ярко-розового цвета.

– Он старинный, – поясняет хозяйка. – Знакомый хотел выбросить, а я на санках перевезла к себе и покрасила.

Сейчас там хранится память о прошлом: наряды, фотографии, вырезки из газет.

– Я родилась здесь в 1941 году, – рассказывает Татьяна. – Вскоре после войны умерла мама, через четыре года не стало отца. Меня взяла к себе сестра, но в социальной службе решили, что мне будет лучше в детском доме. И я на семь лет переехала в Нижний Ломов.

IMG_1582.jpg
Но это не про плохое, а про хорошее. С теплотой в голосе она рассказывает:

 – Тогда в Пензенской области было много детских домов, в нашем жили 93 человека. Меня там научили шить, вязать, вышивать, стирать. У нас имелось свое хозяйство: огород, лошади, коровы, свиньи, куры. Но нас работой не перегружали. Мы учились, ходили заниматься в разные кружки. Я вообще находилась в гуще событий: встречала гостей, участвовала в самодеятельности, вела концерты. А летом на каникулы приезжала погостить в Белынь.

IMG_1367.jpg
Окончив школу, Татьяна Михайловна выучилась на педагога, переехала в Пензу, вышла замуж, родила троих сыновей и всю жизнь проработала воспитателем в детском саду.  Белынь все эти годы присутствовала в ее жизни – она гостила там с детьми, потом – с внуками.

А потом переехала насовсем.  

Верность месту

Белынь – это село со своими корнями, с историей, традициями и знаменитостями. И говорок здесь был особенный. Например, ботницей называли пирог из пшеничной муки, прижычить значило отстегать прутом, залишиться – неожиданно уехать, курыш – индюк, парсук – поросенок, пружинить – опасаться, сакать – вести беседу, ужихаться – удивляться.

 А местных женщин до революции отличали по одежке. У Татьяны Михайловны сохранились элементы старинного костюма, которые она  продемонстрировала на себе.

IMG_1621.jpg
– У нас носили ситцевый платок, назывался он фата, его завязывали так, чтобы концы были сзади, – рассказала хозяйка. – Кушак (пояс) назывался подпузник, нижняя юбка – подол, еще была безрукавка – сяртук, которая кроилась так, что за пазуху можно было положить младенца.

Но сейчас Белынь подкашивает та же беда, что и десятки других сел и деревень, – людское обмеление. Старики уходят в мир иной, молодежь едет в города.

Если в 2011 году в селе проживали 660 человек, то сейчас осталось около 200. Постепенно закрыли детский сад, упразднили школу. На некоторых улицах – один-два жилых дома. Но зато оставшиеся стали ближе: сами организуют свой быт, досуг, стараются больше общаться и помогать друг другу. Запустение – не повод покидать насиженные места.  Бывает верность человеку, а бывает – месту. 

Круглые сутки на связи

Один из таких верных людей – местный медработник Наталья Батракова. Она приехала сюда в конце 90-х годов по распределению. Получила по целевой программе дом, и опять же как в старой песне: «…за землю ухватилась, стала на ноги свои...»

IMG_1504.jpg
В обязанности женщины входят медицинское обслуживание, диспансеризация, текущее лечение. Участковый терапевт приезжает раз в месяц.

– Я круглые сутки на связи с жителями, – говорит медсестра. – Если ночью кому-то становится плохо, то звонят мне, а я уже решаю, вызвать ли скорую.

Многие уроженцы Белыни, сменив место жительства, поддерживают родное село. Например, Вячеслав Шевяков сейчас живет в столице, но в родном селе открыл магазин, построил гостиницу, обустроил пляж. 

Свято место пусто не бывает

По инициативе уроженки Белыни Лидии Красновой тут появился храм взамен разрушенного во время революции. Его строительство началось в 2011 году, а в октябре 2013-го состоялась первая служба. Освятили храм в честь Покрова Божией Матери.

IMG_1459.jpg
Сейчас службы здесь ведутся раз в две недели. Многолюдно бывает лишь на православные праздники, когда земляки едут навестить родные могилы. В остальное время за храмом присматривает местная жительница Татьяна Гудкова: убирается, работает в церковной лавке, собирает деньги на отопление.

– В какой-то момент после выхода на пенсию у меня начались проблемы со здоровьем, – рассказала она. – Одна операция, другая, третья… Глаз перестал видеть. Так я начала молиться, и, представляете, зрение вернулось. Без операции. С тех пор держусь ближе к церкви.

IMG_1528.jpg

Учитель без школы 

Когда-то в Белыни проживало много детей. Школа тут открылась в 1901 году. С 1958 года она стала восьмилетней, уроки посещали более 300 человек. Был интернат для жителей других сел. А сегодня в Белыни не зарегистрировано ни одного ребенка.

Поэтому в статусе молодежи тут сейчас жители от 40 лет и старше. В их числе бывшая учительница Светлана Кошева. Она переехала сюда подростком, вышла замуж за одноклассника Алексея, они вместе получили высшее образование и вернулись в Белынь. Учительствовали почти 20 лет.

IMG_1563.jpg
– В 2019 году в селе осталось 15 школьников и школу закрыли, – вспоминает Светлана. – Детей стали возить учиться в соседнее Титово. Я перешла туда на работу и каталась вместе с ними. Ребята получили аттестаты и… некого стало учить.

Мужа Светланы Алексея мобилизовали на СВО. А сама она возглавила сельскую библиотеку в Белыни, ведает маленьким музеем, разместившимся в одной из комнат Дома культуры. Еще на ее плечи неофициально легла ответственность за досуг жителей.  Жизнь продолжается, а праздники и народные гулянья – неотъемлемая ее часть.

IMG_1543.jpg
Больше всего Светлана Кошева любит летние месяцы. Они словно возвращают Белынь в славное прошлое: к старикам на каникулы приезжают внуки, и снова в селе звенят детские голоса. Место притяжения ребятни – детская площадка, которая находится на территории ДК, где расположена библиотека.

Что касается перспектив. Люди говорят, что в здании школы планируют открыть частный дом престарелых. А что? И хорошо бы: тут природа, тишина, покой. 

Белынские песни 

Многие годы Белынь славилась самодеятельным ансамблем народной песни «Завалинка». В свое время его певуньи выступали в Московской и Ленинградской консерваториях. 
В 1982 году была выпущена пластинка с их песнями.

Собиратели русского фольклора приезжали в Белынь из разных городов России. Они изучали и репертуар, и местную манеру исполнения. Визитной карточкой «Завалинки» стала песня «Брови мои, брови». Она, кстати, сегодня входит в репертуар известной группы «Иван Купала», и припев в ней звучит в исполнении жительницы Белыни Марии Васильевны Батраковой, которая много лет возглавляла коллектив.

IMG_1536.jpg
К сожалению, повидаться с ней нам не удалось. Поговорили с ее дочкой Еленой Туляковой, она рассказала, что мама болеет. А из состава ансамбля в живых осталось четверо... Песенное дело подхватили дочери и внучки, но пока тягаться со старшими не приходится. Но люди верят, что песни снова зазвучат над старинным селом.

Из истории села
Слово «белынь» – производное от слова «белица» – обитательница монастыря, готовящаяся принять постриг. Жители села Белынь переселились сюда по указу императора Петра I в 1699 году из Рязанского края. Там располагался монастырь (Аграфенина пустынь), а на Пензенской земле появилась его новая вотчина. Она просуществовала 75 лет и была упразднена в 1764 году, а село осталось.

Белынь является родиной предков Виссариона Григорьевича Белинского. Его фамилия появилась от названия села и изначально звучала как «Белынский». При поступлении в университет будущий критик для благозвучия изменил одну букву. В местной церкви много лет служил священником дед «неистового Виссариона» Никифор Трифонов, а двоюродный дед Алексей был дьячком. Оба они похоронены на церковном сельском кладбище.

«Пензенская правда» (№45, 19.11.2025)

Автор: Елена СВЕРДЛОВА

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER