В Пензе юноша-колясочник работает юристом, а слепой — массажистом
Многие инвалиды умеют и очень хотят работать. Но пока на большинстве предприятий к ним относятся настороженно
Переиграть болезнь
Федор Левин был здоровым парнем. Отслужил в армии, и вдруг как гром среди ясного неба — онкология. Болезнь удалось победить. Но лечение, которое включало и лучевую терапию, было тяжелым — начали разрушаться кости таза. В итоге Федору дали инвалидность. При ходьбе он вынужден опираться на костыли.
Однако с самого начала Левин твердо решил, что не будет сидеть в четырех стенах. В то время как раз шла трансляция с Паралимпиады в Ванкувере. Федор тоже захотел заниматься спортом.
Ноги не хотели слушаться, тогда он сделал ставку на руки. Интенсивные тренировки по академической гребле — и в 2010 году приглашение в сборную страны. Он стал трехкратным чемпионом России и чемпионом мира!
Однако профессиональный спорт, даже со скидкой на инвалидность, — сильное испытание для организма. Греблю пришлось оставить, альтернативой стал настольный теннис.
Сейчас Левин работает тренером в спортивно-адаптивной школе. В Пензе он первым начал развивать паралимпийский вид спорта под названием «боччо».
Боччо — командная игра. Берутся снаряды — тугие кожаные шарики. Кидают первый, а все остальные надо метнуть как можно ближе к нему. Побеждает
команда, у которой броски точнее. Игра, можно сказать, просто создана для инвалидов-колясочников — в нее играют даже сидя.
— Она замечательная, — объясняет Федор. — Развивает моторику. А главное — сближает игроков, дает им раскрепоститься. В нее играют и ребята из «Квартала Луи». У них прекрасно получается.
На работу (а тренировки проходят на разных площадках, чтобы подстроиться под ребят) Федор ездит на общественном транспорте. Порой трудно, но поблажек не просит. Зарплата небольшая, а все же подспорье семейному бюджету.
За любовью, кстати, Левин и последовал в Пензу из Подмосковья, где жил и работал, — женился на пензячке.
У Федора высшее образование — диплом столичной академии физкультуры, где он учился на факультете адаптивного спорта.
— Я уверен, что для тех, кто хочет, работа найдется. Здоров ты или инвалид — дело второе, — говорит он. — Вот с большой зарплатой сложнее. Но для меня важнее возможность заниматься любимым делом.
Рано радоваться
Как рассказали в Центре занятости г. Пензы, тенденция такова: все больше инвалидов хотят трудоустроиться, а не сидеть дома. Это касается в первую очередь молодых людей.
Кстати, с 2017-го их впервые «ведут» со студенческой скамьи. Так, в этом году получили дипломы 11 выпускников с инвалидностью. Пятеро из них учились на медиков. Медсестер и зубных техников разобрали сразу, потому что в больницах много свободных вакансий.
Две девушки стажируются в общественных организациях (служба занятости возмещает работодателю затраты на оплату труда таких стажеров), остальные продолжают образование (бакалавриат, магистратура).
Начальник отдела содействия активным программам занятости Наталья Машкова привела и другие примеры. Юноша-колясочник, получив диплом юриста, оказывает услуги по правовому консультированию онлайн. Слепой парень работает массажистом. Еще один парнишка (с нарушениями опорно-двигательной системы) — смотрителем в музее. 12 человек с инвалидностью прошли переобучение и теперь трудятся поварами, продавцами, делопроизводителями, дизайнерами…
Однако говорить о том, что отношение к инвалидам в обществе коренным образом изменилось и трудоустроиться им теперь просто, преждевременно.
Городской центр занятости за январь — сентябрь 2017 года помог найти работу 346 соискателям с ограниченными возможностями, а обратились 606. И хотя результат неплохой, сколько еще осталось за бортом… В регионе насчитывается около 28 тысяч инвалидов трудоспособного возраста, из них более 8 тысяч — в Пензе.
«А ведь есть закон о квотировании рабочих мест для средних и крупных предприятий!» — скажет грамотный читатель.
— Порой нам предоставляют вакансии, на которых инвалид работать заведомо не сможет, — грузчик, дорожный рабочий, — говорит Наталья Степановна. — И за такую «лазейку» ответственность для работодателя пока не предусмотрена. Но определенный сдвиг есть: все чаще предприятия, которым в силу специфики сложно трудоустроить инвалидов, заключают трехстороннее соглашение с центром занятости и общественными организациями. Инвалид трудится на благо общества, а завод перечисляет деньги ему на зарплату и выполняет требования закона.
Хочу быть полезным!
26-летнего Михаила Комарова жизнь еще только начала испытывать на прочность. У парня — ДЦП. К счастью, форма нетяжелая. Сразу и не скажешь, что у него есть какие-то проблемы со здоровьем. Только походка выдает.
Миша окончил ПГУ, факультет государственного и муниципального управления. Мечтал приносить пользу стране. Подумаешь, ноги! Главное — голова хорошо работает. Встал на учет в центре занятости.
Сменил уже несколько мест. Трудился в Пенсионном фонде, в архиве, пока не вышла сотрудница из декретного отпуска. Потом был помощником бухгалтера на заводе (неполный рабочий день). Его взяли, чтобы выполнить квоту по трудоустройству инвалидов.
— Каждый день я приходил на завод, но мне ничего не доверяли, только бумажки перекладывать. А так хотелось настоящего дела! — смущенно улыбается молодой человек.
Потому, отработав свою «смену», Миша появлялся в центре занятости с вежливой, но настойчивой просьбой подыскать ему другую вакансию. И ее нашли в фирме, которая связана с обслуживанием населения в сфере подачи газа.
Сначала там настороженно отнеслись к тому, что к ним направляют человека с ограниченными возможностями. Но когда познакомились с Мишей, позвонили в центр и сказали: «Берем!»
Здесь парень нашел себя: работает за компьютером, оформляет договоры, готовит заявки и отчеты. График — с 8.00 до 17.00, четыре дня в неделю. Зарплата — около 14 тысяч (раньше платили минималку). И это для Миши очень важно, потому что он не хочет сидеть на шее у родителей.
Правда, после выхода на работу государство урезало Михаилу часть пенсии по инвалидности (отменили социальную доплату до прожиточного минимума). Не уверена, что это справедливо.
Читайте также:
В Пензе 4-летняя Маша из-за сахарного диабета не может заговорить
Автор: Лариса ГУЛИНА
Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER
Другие материалы рубрики
От МРОТ до 100 тысяч: где искать достойную зарплату в Пензе
Какую профессию получить, чтобы устроиться на хорошо оплачиваемую работу? Большинство пензенских выпускников не знает ответа на этот вопрос
«Защитники Отечества» и «Диалог Регионы» запустили обучающую программу «Слышать. Говорить. Помогать»
Партнером проекта на муниципальном уровне выступила Всероссийская ассоциация развития местного самоуправленияУчастник лотереи из Пензенской области выиграл 24 миллиона рублей
На фронте — по примеру отца, в вузе — по примеру сыновей: истории пензенцев
Мария Львова-Белова отметила важность пензенских кадровых проектов для участников СВО
К проекту «Серебряная Пенза» присоединились еще 9 муниципальных образований
В Пензе пьяный водитель оплатит государству стоимость своего автомобиля
Мужчина несколько раз садился за руль пьяным
Банк «Кузнецкий» демонстрирует уверенный рост по итогам 2025 года
Собственный капитал достиг 995,3 млн рублей
Проект «Серебряная Пенза» расширяет границы
В Пензе прошел фестиваль старшего поколения «Зимняя сказка»

