Ребенок-индиго или мама со сдвигом?
Мы отдаем своих детей в гимназии, лицеи и классы с углубленным изучением какого-нибудь предмета, выбираем для них кружки и секции, уговариваем поучаствовать в соревнованиях и конференциях. Все это напоминает гонку вооружений: любой ценой увеличить боевой потенциал
Пришла я как-то за сыном в школу. Урок еще не закончился, и я ждала перемены в коридоре вместе с другими родительницами. Две из них беседовали:
— Вот я вчера Леночку забрала в обед — и бегом на музыку. После музыки — английский. Приехали домой, поужинали, сели уроки учить, а она ни в какую — устала, говорит… А нам к пятнице нужно еще олимпиаду осилить.
— У нас то же самое. Три раза в неделю шахматы, по выходным в театральный кружок ходим. Ну и для физического развития — баскетбол и плавание. Должен же мальчик спортом заниматься. Данилка домой приходит — с ног валится, так ведь еще и на дом сколько задано! Уроки заканчиваем в 11 ночи учить. «Окружающий мир» он сегодня утром в машине читал, пока в школу ехали. Когда презентацию готовить на конференцию — ума не приложу...
— Да, нагрузки сейчас не то, что в наше время… И это третий класс!
— А куда деваться! Хочешь жить — умей вертеться, — резюмировала мама Данилки и тяжело вздохнула.
Что-то мне подсказывает, что бедному Данилке и вовсе вздохнуть некогда.
У половины современных школьников полноценный рабочий день взрослого человека — с 8 до 17 часов. И даже вечер посвящен не отдыху и играм, а опять-таки урокам и дополнительным занятиям.
Нездоровая конкуренция, стремление напичкать ребенка максимально возможными знаниями и умениями зародились в 90-е, когда поступление в вуз казалось единственной дорогой к более-менее сносной жизни: ведь на доход, скажем, юриста можно было прожить, а вот на зарплату токаря уже нет.
Школа тенденцию поддержала. После уроков появились факультативы и спецкурсы. Программа усложнилась в разы. Появилось магическое слово «портфолио», которое и по сей день толкает родителей на новые свершения — главное, чтоб в этом самом портфолио было побольше наград. Учителя агитируют младшеклассников участвовать в конференциях и олимпиадах. Дальше — больше.
Родители вступают в игру
Результаты вполне закономерны: совершенно здоровыми к 11 классу остаются лишь 10% школьников. И этот показатель продолжает снижаться. Абсолютное большинство детей приобретает за время обучения букет хронических заболеваний — от близорукости до гастрита. Родителям приходится вступать в игру, иначе ребенок может «сойти с дистанции» задолго до окончания школы.
Мой сын-третьеклассник учит «Окружающий мир». Они проходят клетки крови. Незнакомые длинные слова запоминаются с трудом. Муж средствами пластики изображает тромбоцит — для наглядности. Я тем временем ищу в Интернете картинки кровяных клеток — нужно сделать презентацию на эту тему. Домашними делами займусь, похоже, ночью.
Коллега выкладывает в соцсеть задание по обществознанию — его дочери-шестикласснице надо разгадать кроссворд. Тридцать взрослых с высшим образованием в течение двух часов безрезультатно пытались выяснить, что же это за качество личности, необходимое для достижения жизненного успеха, — 5 букв, вторая «т», четвертая «у». Так и не смогли угадать.
Знакомая пишет для сына работу на детскую научную конференцию. Тема — переработка мусора и токсичных отходов. Она перелопатила уйму литературы, по выходным сидит в читальном зале. Можно было, конечно, и не писать. Сказать ребенку: ты должен сделать это сам. Но как бы он выглядел со своей самостоятельной работой на фоне остальных, чьи родители оказались не настолько честными и принципиальными?
Казалось бы, школа должна этому препятствовать. Сколько я себя помню, учиться за чужой счет было стыдно. Учителя отчитывали ребят, которым мамы решали задачки и писали сочинения. Трудовичка меня чуть живьем не съела, когда я принесла на урок сшитую мамой сорочку. А сейчас это все ничего — не возбраняется, если в меру.
За каждый успех своего подопечного учителя получают плюсик к рейтингу. А это в свою очередь влияет на зарплату. Неудачи же, напротив, ведут к финансовым потерям. Завалил класс ЕГЭ — прощай, премия! Учителям выгодно, чтобы дети учились хорошо, участвовали в разнообразных конкурсах и получали награды. За чей счет — вопрос вторичный.
Модные фишки
Еще в последнее время появился такой вид отчетности, как компьютерные презентации. Их задают на дом едва ли не с первого класса. Невозможно даже предположить, что учитель рассчитывает в данном случае на самостоятельную работу ученика. Первоклашка в лучшем случае сможет нажимать на кнопочки и рассказывать, что изображено на картинках.
Научные конференции учащихся также родом из 90-х. Правда, тогда они проводились только среди старшеклассников, и работы писались более-менее самостоятельно. Нынешние конференции для учеников начальной школы вызывают у меня недоумение. Все, начиная от выбора темы и заканчивая подготовкой пресловутой презентации, делают родители и учителя. Некоторые идут еще дальше: нанимают преподавателей вуза, сотрудников НИИ, платят деньги специалистам.
Ребенку остается только уверенно выступить перед комиссией и ответить на вопросы. Хорошо еще, если ему действительно интересна выбранная тема: так он хотя бы научится выступать перед публикой, а в будущем, возможно, уже более осознанно продолжит начатое. Но ведь много таких, кого едва ли не силой заставили поучаствовать. Дети зазубривают текст и под аккомпанемент изготовленной родителями презентации пытаются выговорить сложные слова.
Отдельно хотелось бы упомянуть заочные олимпиады и конкурсы, где доказать причастность ребенка к выполнению заданий вообще не представляется возможным. Участие в таких мероприятиях, как правило, платное. Многие учителя буквально навязывают их своим ученикам. Многие родители платят — «ведь в школе сказали»; родители же и выполняют задания — «ведь мы не хотим, чтобы ребенок выглядел бледнее остальных».
СОВЕТ
Елена Паршина, детский психолог:
— Я бы посоветовала в первую очередь ограничить поток информации. Нагрузки в школах сейчас на порядок выше, чем во времена нашего детства. И к этому прибавились компьютерные игры, социальные сети. Ребенок не в состоянии обработать всю информацию. То, что наименее интересно, его мозг «отторгает».
Вторая проблема — родители, склонные к гиперопеке. Они и не замечают, как их естественная забота выходит за рамки разумного. Они учатся за ребенка, участвуют в олимпиадах, лишь бы окружающие признали: ребенок-то — гений. Но этот путь никуда не ведет. Ребенок привыкает получать награды, не умея при этом добиваться поставленной цели.
Слово родителям...
Татьяна Д., мама первоклассника и второклассника:
— У меня сыновья-погодки. Когда старший учился в первом классе, ему на дом ничего не задавали. И сын прекрасно адаптировался.
А вот учительница младшего решила, что без домашней работы никак. Учим уроки до пяти вечера. И я не могу сказать, что младший знает что-то такое, чего год назад не знал старший. Кроме того, ребенок стал нервным и вялым. А недавно выяснилось, что на переменах он запирается в туалете и плачет без причины. Ходим теперь на занятия к психологу. Я думаю, практику домаших заданий в начальной школе нужно вообще пересмотреть.
Диана Н., мама пятиклассницы:
— Начальную школу дочь закончила на одни пятерки. А в пятом классе начались проблемы: учителя не могут заинтересовать ребенка предметом, поэтому учеба дается в разы тяжелее. Был бы интерес, тогда и любая нагрузка была бы по плечу.
Маргарита Л., мама одиннадцатиклассницы:
— Учительница алгебры вынуждает дочь записаться на ее спецкурс — иначе отказывается обсуждать непонятные задания в тестах. Алгебра ей нужна только для сдачи ЕГЭ, спецкурсов у нее и без того много. Но, видимо, все же придется ходить.
… и педагогам
Алла Деревянко, учитель обществознания:
— Нагрузки возросли, с этим никто не спорит. Поэтому очень важно научить ребенка планировать свое время, составить расписание и четко ему следовать. В старших классах следует правильно расставить приоритеты и не пытаться охватить все сразу, разграничить время на репетиторство и на выполнение домашних заданий. Еще один полезный навык при работе с текстом — составление плана ответа.
Светлана Трепалюк, учитель начальных классов:
— Многие говорят: «Мой ребенок учит уроки три часа». Но это не совсем верно: родители не учитывают время, когда ребенок отвлекается, смотрит в окно, звонит другу, рисует. Универсальных советов, как легче справиться с нагрузкой, не так много. У каждого ребенка есть свои особенности, и, приспосабливаясь к ним, можно многого добиться: кому-то лучше учить уроки в группе — попробуйте найти такому ребенку компаньона, кто-то усваивает материал в процессе игры — добавьте в выполнение домашней работы соревновательный момент. Очень важно сформировать у ребенка позитивное отношение к учебе: почаще детей хвалите и поощряйте. И последнее: если ребенок устал, ему тяжело — не давите, не пытайтесь «дожать». Пусть лучше спокойно ляжет спать и получит на следующий день двойку. Здоровье важнее оценок.
Автор: Инна ВОЛЬНАЯ
Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER
Другие материалы рубрики

Жители Пензы возмущены «самокатной вакханалией»
Медики бьют тревогу: к ним за помощью ежедневно обращаются 5-6 человек, пострадавших от столкновения с самокатами либо при падении с них
Семьи Пензенской области показали, как работают в команде
Туристический слет мы вместе прошел в третий раз
В Каменке после вмешательства прокуратуры музей оборудуют пандусом
Надзорное ведомство проконтролирует исполнение решения суда
На Мальдивах планируют провести фестиваль подобный пензескому
Иностранцев заинтересовал гидроавиаслет «Крылья Спутника»
Три пензенские гимназистки из одного класса набрали 100 баллов на ЕГЭ по химии
Результаты обнародовали пока еще не по всем предметам
Пензенская область примет участие в Петербургском международном экономическом форуме
Потенциал Сурского края будет представлен на региональном стенде
Вадим Супиков поздравил медиков с профессиональным праздником
Председатель ЗакСобрания пожелал работникам сферы здравоохранения успехов в служении землякам