Предпринимателей надо звать в село
О перспективах развития бизнеса, в том числе в районах области, рассказал первый заместитель председателя правительства-министр инвестиционного развития и предпринимательства Пензенской области Владимир Волков
— Владимир Федорович, в прошлом году правительство области заявило о новой форме поддержки бизнеса на селе — создании так называемых оффшорных зон с льготными условиями для предпринимателей. Работа началась?
— На этот момент 89 сельских населенных пунктов официально получили статус центров регионального развития (ЦРР). Следующий этап — прием заявок от предпринимателей, готовых стать резидентами ЦРР. Они должны будут зарегистрировать свой бизнес на территории ЦРР и принять на работу местных жителей (не менее 80% от общего числа работников предприятия).
Резиденты получат преференции в виде снижения ставки налога при применении системы упрощенного налогообложения с 15 до 5%, а также возмещения 100% ставки рефинансирования ЦБ РФ по кредитам, привлекаемым для реализации проектов в центрах регионального развития.
— То есть потенциальные резиденты сейчас «оккупируют» сельсоветы?
— Если бы бизнес так активно стремился в села, не понадобились бы специальные областные программы. Предпринимателей надо звать в село. И сегодня все зависит от инициативы местных властей. Сидит глава сельсовета сложа руки, хоть и при статусе ЦРР, — никто к нему не придет и людей не трудоустроит. «Льготный режим» для резидентов, предложенный нами, лишь один из стимулов. Но он не сработает, если местная власть останется пассивной. А в среде предпринимателей заинтересованность есть, в том числе у крупного бизнеса, — это я точно знаю, поскольку плотно общаюсь с нашим бизнес-сообществом.
— Быть может, выгода для бизнесменов в ЦРР не столь очевидна?
— Формально областной закон предоставляет две льготы. Но при грамотном подходе предприниматель получает куда большую выгоду, чем можно было бы ждать от названных преференций.
Во-первых, уровень заработной платы за пределами областного центра ниже. Во-вторых, высок спрос на стабильную работу (особенно если рабочее место организовано в том же населенном пункте, где человек живет). К тому же аренда в селе копеечная.
Если добавить к этому всяческое содействие глав сельсоветов (в поиске и переоборудовании помещений, помощи в подборе кадров и т.д.), выходит неплохой перечень преимуществ, согласитесь.
— Призывая бизнес в села, вы стремитесь снизить безработицу?
— Не только. Хотя занятость населения — это, безусловно, тот гарант стабильности, который обеспечивает многие другие важные показатели — от общей экономической ситуации в регионе до демографии.
А конечная цель — сделать село самодостаточным.
— Представители каких сфер могут стать резидентами центров регионального развития?
— В областном законе оговаривается, что субъект предпринимательства должен осуществлять деятельность в сфере сельского хозяйства, производства товаров, оказания услуг. Однако мы готовы пересматривать эти критерии. Работа в рамках проекта по созданию «оффшорных сел» только началась. Мы будем анализировать процесс, оценивать первые итоги, прислушиваться к конструктивной критике и предложениям заинтересованных сторон. Я не исключаю, что, планируя бюджет на следующий год, мы выступим с новыми инициативами в рамках этого проекта. Например, решим предоставлять дополнительные льготы каким-то определенным направлениям бизнеса. Но, повторюсь, процесс надо отслеживать на предмет его эффективности и полезности.
— А есть такие направления бизнеса, которые правительство области поддержало бы сегодня вне всяких оговорок?
— Да, мы видим перспективы по ряду позиций, и это уже вне контекста «оффшорных сел».
Например, как никогда актуально производство энергии из низкокачественной древесины. Особенно в условиях дорожающих ресурсов. Представьте, при планировании строительства свиноводческого комплекса в одном из районов мы подсчитали, что только на подведение электричества потребуется потратить 820 миллионов рублей. Хотя эти затраты могут быть заметно сокращены при использовании в общем-то несложных технологий переработки низкокачественной древесины (а у нас в области ее очень-очень много). К тому же, если обогреть помещение щепой, а не покупным газом, еще и деньги останутся в области.
Более того, мы могли бы решить проблему восстановления лесов, которой не занимаемся последние 25 лет.
В целом я сохраняю убежденность в том, что сельское хозяйство и пищевая промышленность — одни из главных направлений областной экономики. Потенциал этих отраслей колоссальный. В области есть земля, причем большая часть (в отличие от многих других российских регионов и государств) свободна для использования. У нас сохранились технологии. Накоплен большой опыт в этих сферах. Наконец, остались люди — те профессиональные кадры, которые способны обеспечить развитие названных направлений. Не использовать такой ресурс было бы, по меньшей мере, неразумно.
— Перечисленные вами сферы предпринимательства требуют серьезных вложений. То есть грантовой поддержки будет явно недостаточно.
— Мы запускаем новые схемы поддержки бизнеса, который испытывает дефицит активов при запуске проектов. Так, первыми в стране создали Фонд прямых инвестиций, который должен заработать во втором квартале этого года. Фонд в качестве соинвестора будет входить в проекты со своими деньгами и некоторое время иметь свою долю в нем. 50 миллионов рублей в фонд внес областной бюджет. Столько же удалось привлечь в результате серии переговоров с одной крупной инвестиционной компанией.
А в конце минувшего года (кстати, тоже первыми в РФ) мы создали «Лизинговую компанию МСП Пенза». Она ориентирована на малый и средний бизнес и призвана предоставлять предпринимателям лизинговые продукты сроком на 5 — 7 лет при сумме контракта до 150 миллионов рублей.
Вместе с тем в заключение я хотел бы отметить, что привлечение инвестиций, поиск новых деловых партнеров, поддержка предпринимательства — это такая работа, которая не может быть в какой-то момент завершена. Постоянное движение, мониторинг ситуации, рождение новых идей и решений — вот суть процесса и единственный шанс на успех. И важно, чтобы в таком режиме постоянно действовали и руководители на всех уровнях — от областного правительства до небольшого сельсовета, и предприниматели.
Автор: Ольга ВАСИЛЬЕВА
Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER
Другие материалы рубрики
Арина Родионовна от соцзащиты: история пензячки Елены Купцовой
В Пензенской области в рамках нацпроекта «Семья» появились первые социальные няни
В Пензе на улице Московской высадили более 200 саженцев деревьев и кустарников
Губернатор Олег Мельниченко держит вопрос озеленения на личном контроле
10 лучших идей, куда сходить на выходных в Пензе 6 и 7 сентября 2025: «Альпака Фест» и спектакль о драконах
Публикуем самую интересную афишу
«Пензенская правда» получила 9 наград на фестивале «А мы из Пензы 2025»
Два сотрудника нашего издательского центра удостоились почетных званий, а директор холдинга – БлагодарностиВ Доме офицеров показали выставку памяти пензенского фотографа Владимира Гришина
Какие достопримечательности и события влекут туристов в Пензенскую область
Кинокомиссия Санкт-Петербурга поделится опытом с пензенскими коллегами
В ПФО стартует голосование за лучшую работу фестиваля уличного искусства «ФормАРТ»

Вадим Супиков: Участие работодателей в организации обучения и практики повысит квалификацию выпускников колледжей
Спикер регионального парламента обратил внимание на важные поправки, принятые Госдумой РФ в июле 2025-го
Сбер и «Дамате» запустили первое в России товарное РЕПО на фуражную пшеницу
Этот инструмент монетизирует складские запасы
Александр Ведяхин: юбилейная X конференция AI Journey пройдёт в Москве с 19 по 21 ноября
Конференция объединит традиционные выступления международных AI-экспертов и новые интерактивные форматыСбер и «РКС-Холдинг» договорились о партнёрстве в сфере ЖКХ
Объемы оплаты по биометрии в Сбербанке с начала года выросли в два раза
Александр Ведяхин: Наша цель — достичь 100 млрд долларов товарооборота между Россией и Индией
Сбер разработал ИИ-решение для оптимизации лекарственного обеспечения для онкоцентров