От табуретки до хенд-мейда

От табуретки до хенд-мейда

Почему так упала нравственная ценность физического труда в нашем обществе? Как приучить детей к труду?

Эти вопросы обсуждались участниками «круглого стола» в редакции газеты «Пензенская правда». Ученые и педагоги, представители промышленных предприятий и органов управления образованием, журналисты и священники собрались вместе, чтобы поразмыслить над тем, как переломить ситуацию.

Чему учить и как?
Отсутствие трудовых навыков в детстве порождает беспомощного в бытовом плане взрослого человека. Так считает редактор газеты всех дачных тружеников «Приусадебные вести» Галина Корнилова.
— Раньше в школах на уроках труда мальчишки делали табуретки, скамейки, швабры, при этом они учились держать в руках молоток, пилу, — рассуждает Галина Владимировна. — Теперь, когда традиционных уроков труда не стало, мы получили  целое поколение беспомощных мужчин, которые умеют только нажимать на кнопочки телевизора или компьютера. И  грустно, и смешно, когда глава молодой семьи вызывает службу «Мужчина на час»!

Но должна ли пресловутая табуретка быть символом современного трудового обучения? Начальник Управления образования Пензы Юрий Голодяев  уверен, что нет.
— Труд бывает разный. Здесь вспоминают уроки труда в советской школе… — размышлял он. — Но вот вопрос: а должно ли изготовление табуретки быть предметом трудового обучения  в XXI веке?  Или существуют более современные занятия? Например, сейчас мы проводим среди школьников конкурс по оформлению своего ученического места. Дети думают, как правильно организовать рабочее пространство, делают дизайн-проект, сами конструируют удобную мебель. Полагаю, что это действительно интересный и полезный труд.

Юрий Александрович связывает большие надежды с проектом «Обучение через предпринимательство».
— Одно из направлений деятельности школьных компаний — хенд-мейд (вещи ручной работы. — Авт.). Это очень модно и приносит прибыль, — рассказывает Юрий Голодяев. — Наши дети, занимаясь в системе дополнительного образования, вяжут, шьют, изготавливают самые разные поделки. А школьный кооператив реализует эти вещи. В итоге у детей есть возможность заработать.
Юрий Александрович рассказал об одной пензенской школьнице, которая за два года заработала более 20 тысяч рублей, изготавливая на продажу обереги.

Бизнесмены за партами
Примеры того, как детское прикладное творчество может стать делом всей жизни,  привел учитель технологии гимназии №1 г. Пензы Анатолий Симбуховский.
Под его руководством гимназисты осваивают профессию переплетчика. При этом доходят до вершин мастерства — делают художественный переплет, украшая его золотым тиснением, бисером, соломкой, берестой.  

— Двое моих учеников продолжают заниматься переплетным делом в США. Один парень открыл свою переплетную мастерскую в Саранске, — делится педагог. — Переплетный бизнес позволяет безбедно жить его семье.

Рабочие — нарасхват
Дефицит рабочих кадров в Пензе привел к тому, что лучших рабочих теперь переманивают с одного предприятия на другое, предлагают им заоблачные зарплаты. А куда деваться? Спрос рождает предложение.
Начальник  бюро технического обучения ОАО «Пензадизельмаш» Светлана Харитонова сказала, что предприятию сегодня требуются кадры по 200 рабочим профессиям!

Тему развил председатель правления областной ремесленной палаты  Михаил Михайлов:
— Сегодня малому бизнесу практически невозможно найти персонал на несложные работы. Объявлений, предлагающих работу, в 2 — 3 раза больше, чем объявлений «Ищу работу». И ищут работу в Пензе преимущественно менеджеры и бухгалтеры.

Участник «круглого стола» Алексей Уразин, имея высшее образование, предпочел профессию рабочего. После окончания ПГУ он устроился  на завод инженером-конструктором. Вскоре женился. На зарплату инженера  (в ту пору — 3 тысячи рублей) прокормить семью было невозможно.

Зная о материальных проблемах парня, руководство цеха предложило ему  переквалифицироваться в рабочие. Так он стал оператором станков с программным управлением турбокомпрессорного цеха ОАО «Пензадизельмаш».
— И не жалею о своем выборе, — рассказывает Алексей. — Сегодня я обслуживаю два станка и зарабатываю 65 тысяч рублей в месяц — больше, чем начальник цеха.  

Методом тыка
Выступление Алексея задело за живое Александра Липова, декана факультета машиностроения и транспорта ПГУ (как выяснилось, именно этот факультет окончил в свое время Алексей Уразин).
— Государство учит инженеров по пять лет, затрачивая на каждого студента по полмиллиона рублей! — возмущался он. —  Выходит, эти средства тратятся на то, чтобы подготовить высоко-квалифицированного рабочего?  

Александр Викторович уверен, что и родители, и школы сегодня недорабатывают в вопросе ранней профориентации школьников.
— Надо сделать все возможное, чтобы к 15-летнему возрасту каждый школьник точно знал, с какой профессией он свяжет свое будущее. Пока же большинство ребят, которые приходят к нам учиться, — это случайные люди. Они не шли на наш факультет целенаправленно, а подавали документы в пять вузов (на три специальности в каждом), как им это позволяет закон. Куда прошли по баллам — туда и попали.  Технологическое образование, несмотря на значительное увеличение бюджетных мест, остается в загоне.

О технической элите
Активный популяризатор технологического образования, заместитель директора Пензенского межшкольного учебного комбината (МУК) Владимир Филимонов рассказал о недавнем исследовании, проведенном МУКом. Оно касалось изучения склонности школьников к техническим профессиям.
В ходе исследования высокий уровень технических способностей продемонстрировали 21 процент респондентов.  

Владимир Александрович считает, что с этими технически одаренными детьми надо заниматься особо, но нельзя сбрасывать со счетов и общую техническую грамотность школьников.  
— Нам нужно массовое привлечение школьников к занятию техникой, — утверждает он. — Только из большого числа «технарей» можно выделить техническую элиту, которая обеспечит России прорыв в области технологий.  Ведь отечественную экономику определяют машиностроение и приборостроение, — говорит он. — И нам нужны хорошие специалисты в этих отраслях.

Труд облагораживает
Наместник Пензенского Спасо-Преображенского мужского монастыря игумен Нестор считает, что не случайно одна из первых заповедей, которую получил Адам, гласила: «В поте лица своего будешь добывать хлеб свой».

— До сего дня этой заповеди никто не отменял, — заметил отец Нестор. — Как показывает тысячелетний опыт подвижников веры, труд физический помогает труду духовному, то есть лежит в основе воли и других нравственных качеств человека. Именно сочетание умственного и физического труда формирует полноценного человека. Мне часто приходится встречаться с представителями «сидячих» профессий — юристами, бухгалтерами, компьютерщиками. И я замечаю, что эти люди даже в молодом возрасте страдают множеством заболеваний. Одна из причин — хроническое отсутствие физического труда. Мы хотим, чтобы дети развивались, а сами заставляем их по шесть часов сидеть за партой. В итоге  получаем 80 процентов нездоровых детей.

— А работа на земле! — восклицает Галина Корнилова. — Выше такого труда не бывает. Любовь к природе, ко всему  живому, труд в саду или на огороде делают ребенка психологически и физически крепким. Такого не собьют с пути никакие жизненные невзгоды, потому что он, как это ни высокопарно звучит, твердо стоит на земле.

Автор: Ольга АЛЕКСЕЕВА

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER


Популярное