Как крылья ангелов
В сентябре в Пензе возобновляется серийный выпуск планеров
Если долго ехать на маршрутке № 10 на базу «О, РЭХТ», а потом пилить пешком по улице Перспективной, где нет ни тротуара, ни указателей,
ни прохожих, то рано или поздно попадешь на бывшую овощную базу. И увидишь прелестную картинку —
загорающих в пыли кверху брюхами счастливых дворняг. Еще пару метров на звук шлифовального механизма —
и вот они, пензенские планеры — белоснежные, словно крылья ангелов.
Как же так получилось, что единственное предприятие, которое выпускает в родной стране «самолеты без моторов» (оно называется «Авиастроитель»), существует именно в Пензе? И почему широкая публика о нем мало знает?
Пензяк московский
— Да я давно уже пензяк! — восклицает Владимир Федоров, главный конструктор предприятия «Авиастроитель». — Десять лет я по две недели живу в Москве, где у меня дом и семья, а по две — в любимой Пензе, где работаю.
Это он во всем «виноват».
До выхода на пенсию Федоров работал в самолетостроении. Между прочим, участвовал в разработке системы управления советского космического корабля «Буран», за что в составе коллектива получил Государственную премию УССР. А параллельно занимался в Московском планерном клубе. Там они с товарищами строили планеры и мото-планеры и втихомолку летали на них, хотя в советское время это было строжайше запрещено и их, бывало, тягали в КГБ.
А когда наступил рынок, Федоров рискнул производить одну из собственных разработок, имевшую успех на международном конкурсе. С ним рядом был сын Павел, его надежный помощник и партнер, также увлеченный планерами. Но поскольку в Москве за все дерут три шкуры, Владимир Егорович плавно перевел производство в наш город, ведь он дружил с пензяками, которых знал по клубу ДОСААФ (пензенский клуб, кстати, очень высоко котировался в СССР). Павел осел в Пензе, руководил производством, нашел здесь жену. Сейчас он в Германии, осваивает передовые технологии для последующего внедрения на пензенском предприятии.
До 2002 года «Авиастроитель» выпустил около 100 планеров. Большинство было продано за рубеж, в основном — в Америку.
Не до маленьких
То, что предприятие работало на экспорт, его руководству никогда не нравилось. Но россияне планеры не покупали — государство не давало формироваться отечественному рынку. А с 2002 года оно вообще перекрыло кислород, ужесточив правила торговли с иностранцами и введя лицензирование для авиапроизводителей.
Сама лицензия была не такая дорогая, но когда пензяки обратились за ней, то их отфутболили: мол, не до ваших малюток, у нас тут заводы-монстры в очереди сидят...
Серийное производство пензенских планеров было прекращено на целых десять лет.
Пришли иные времена
В годы безвременья занимались конструированием и выпуском опытных образцов новых моделей. И если дотянули до наших дней, то только благодаря Николаю Тугушеву — пензенскому бизнесмену, питавшему иррациональную при
вязанность к небу. В попытках привлечь внимание к пензенским планерам о них рассказывали даже первым лицам страны, на их защиту вставал губернатор Василий Бочкарев, их вывозили в Жуковский на авиационно-космический салон «МАКС»… Увы!
А потом в Пензе появился цивилизованный финансовый механизм для венчурных инвестиций — Пензенский региональный фонд поддержки инноваций. «Авиастроитель» получил солидный кредит на создание опытного образца и запуск малой промышленной серии ультралегкого планера весом 115 кг.
Причем делать планеры собираются для россиян. Говорят, потеплел законодательный климат.
С недавних пор на высоте до трех километров можно летать свободно, не спрашивая разрешения. А тут еще парапланеристы.
Дело в том, что когда учету и контролю подвергалось все, что летает, то дельта- и парапланеристы демонстративно отказались иметь номера, как на автомобилях, проходить регистрацию, техосмотры, получать и каждый год продлевать кучу документов, причем задорого и вдобавок не в своем городе, а где-нибудь за 500–800 км от него. Возник нешуточный конфликт. В результате министр транспорта РФ издал приказ «оставить в покое» летательные аппараты весом до 115 кг. Думал ли министр, что кто-то сумеет сделать планер такого невероятно малого веса. А наши сумели!
И все осветилось
— Это трудно описать словами, — говорит Федоров. И по интонации, близкой к былинному зачину, понимаю: сейчас откроется главная тайна…
— Самолетом планер поднимают на высоту, скажем, 800 метров и отпускают… Начинается свободное падение, вернее, скольжение по воздуху (в таком режиме можно пролететь около 30 км). Атмосфера, как суп в кастрюле, подогревается солнечными лучами. Надо найти место, где теплый пузырь воздуха поднимается вверх. Если попадаешь в центр этого потока, планер набирает высоту, скажем, до двух километров. А потом снова скользит по ниспадающей… Восторг! Но вот земля все ближе и ближе. И тогда приходит отчаяние: ну зачем ты бросил хороший поток, надо было повернуть туда, а не сюда… И когда стрелка прибора уже переползла за 400 метров и шансов вроде бы не осталось, ты снова находишь поток и взлетаешь… Сердце поет. Ты отдаешься на милость природы, испытываешь ни с чем не сравнимое упоение. Ты — часть этого мира… Ты — птица!
— А как долго можно летать? — робко спрашиваю я, боясь спугнуть то, что так редко слышишь в потоке всеобщего трындежа, — вдохновение.
— Километров 500 или больше.
— Владимир Егорович, а перед Днем авиации на аэродроме «Сосновка», когда была выставка авиационной техники, ваши коллеги, суровые пензенские мужики, так жаловались мне на вечные палки в колеса, прям
сердце рвали...
— Да они же просто молодые! — Владимир Егорович широко улыбается. — А я на свете живу давно. И вижу тенденцию. Россияне будут летать. И государство, и пензенское правительство предпринимают определенные шаги для этого.
Кстати, уже известна цена на сурские планеры, которые должны быть готовы к весне 2014 года, — максимум 18 тысяч евро. Это в два раза дешевле, чем стоимость планера зарубежного производства.
После рассказа о том, что можно стать птицей, впервые в жизни сожалею, что у меня никогда не будет 18 тысяч евро.
Автор: Марьям ЕНГАЛЫЧЕВА
Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER
Правительство Пензенской области одобрило повышение платы за капремонт в 2025
Тариф предлагается увеличить за 3 рубля за квадратный метрНовогодние представления и спектакли для детей в Пензе 2024-2025: Гарри Поттер, «Принцесса на горошине» и маскарад
Публикуем даты и цены«Ты хакнула систему»: певица IOWA поддержала певицу из Пензы Софью Бабич
Пензячка прошла в финал певческого конкурсаВ Пензе открылся новый сезон фестиваля ПФО «Театральное Приволжье»
Две большие буквы Анатолия Омельченко: в пензенском худучилище проходит выставка работ мастера
Студентка ПГУ Чабота Мунсанже из Замбии стала «Мисс Мира. Folk Queen»
В Пензе в честь юбилея Мейерхольда актеры разных театров вышли на одну сцену
Пензенские студотрядовцы вошли в число лучших на Всероссийском слете
В этом году мероприятие собрало 12 500 человек из 89 регионов нашей страныБанк «Кузнецкий» подвел итоги финансовой деятельности за 10 месяцев 2024 года
Чистая прибыль Банка «Кузнецкий» за десять месяцев текущего года составила 178,5 млн рублейВ Пензенской области 31 тысяча женщин ведет деятельность как самозанятые
Развитие бизнеса реализуется в рамках нацпроектаКак открыть свой бизнес с нуля: полезные советы для начинающих предпринимателей
Банк «Кузнецкий» открыл именную аудиторию в Пензенском филиале Финансового университета при Правительстве РФ
Пензенские предприниматели активнее пользуются «зонтичными» поручительствами Корпорации МСП
Единственный пензенец, сажающий тыкву в промышленных масштабах: история Виталия Денисова
Прямая линия пензенского губернатора Олега Мельниченко пройдет 10 декабря
Расскажем, где ее можно увидеть и как задать вопросОлег Мельниченко в Совфеде поделился опытом по патриотическому воспитанию
А также сохранению исторической памятиОлег Мельниченко выступил в Москве с докладом о развитии аграрной дипломатии
Состоялась рабочая встреча главного федерального инспектора по Пензенской области с руководителем ЦУР
Глава Заксобра Вадим Супиков поздравил пензенцев с Днём матери
Губернатор Олег Мельниченко поздравил пензенцев с Днём матери