Райцентрам Пензенской области нужна транспортная реформа

В Кузнецке и Никольске ситуация не из лучших

Райцентрам Пензенской области нужна транспортная реформа

Система пассажирских перевозок существует не только в Пензе, но и в крупных районных центрах. И транспортная реформа там нужна даже больше, чем в областной столице.

Кузнецкие страдания

О том, что ситуация в Кузнецке не из лучших, говорит многое. Например, зимой в городе произошел такой инцидент. Водитель маршрутного такси высадил ребенка. Как выяснилось позже, в салоне находилось на пять человек больше, чем положено, а впереди был патруль ДПС. Чтобы не попасть на штраф, водитель выставил на мороз «лишних» пассажиров, в том числе и школьника, который ехал без родителей. 

Когда к выяснению обстоятельств подключилась прокуратура, оказалось, что только в январе было десять подобных фактов. 
Или другой пример: водитель изменил маршрут движения, не предупредив пассажиров. В салоне был ребенок, который, выйдя из маршрутки, оказался в незнакомом районе.

Местные жители давно возмущаются качеством пассажирских перевозок, пишут в сетях: «Водитель, высадивший ребенка, виноват. Но, с другой стороны, людям нужно уехать, поэтому и набиваются, как килька в банке»; «У нас Залиния – район города? Почему сюда автобусы нормально не ходят?»; «Автолайнов» по полчаса в обычные дни ждать надо. Я понимаю, народа мало – невыгодно. Но это же общественный транспорт»; «Если перевозчик постоянно допускает нарушения, расторгайте с ним договор. Создавайте конкуренцию»; «В час пик с Западного микрорайона в центр не доедешь».

Наиболее критичная ситуация, согласно обращениям граждан, складывается на маршрутах № 55, 56, 1, 7.
В Кузнецке три предприятия перевозчика: ООО «Кузнецкая транспортная компания» и ООО «Автокомбинат» (генеральный директор Алексей Кузнецов) и АТП (директор Гайса Юсупов).

Алексей Кузнецов жалуется на ситуацию с пандемией, снижение пассажиропотока, а также на рост цен на топливо, горюче-смазочные материалы и запчасти. По его словам, все это значительно влияет на издержки транспортных компаний и отражается на качестве услуг.
Причем с претензиями со стороны жителей он соглашается, называет их обоснованными. Но тут же возникают обстоятельства, которые не позволяют ситуацию изменить.

Сотрудники же мэрии только разводят руками. Пустить маршрутки на Карпаты не позволяет сложный рельеф района — это небезопасно. 
Решение по обновлению подвижного состава принимается руководством транспортных компаний, администрация не может на это повлиять. 

На маршруты № 55 и 56 некому выходить — нехватка водителей. 



А жалобы по работе транспорта представители администрации рекомендуют направлять в городскую комиссию по контролю за обеспечением транспортного обслуживания населения.

С тем, что проблема назрела, в администрации соглашаются. Сейчас анализируют пассажиропоток по возрастным группам и прорабатывают техническую возможность льготного обслуживания определенных категорий населения. Планируют разместить на остановках график движения маршруток и контактные телефоны диспетчерской службы. Но проблему в целом это, конечно же, не решит.

Пенза показывает пример

В областном центре разрабатывается инфраструктурный проект. В его рамках планируется построить новые автотранспортные предприятия в Арбекове и селе Засечном Пензенского района. Будет проведена реконструкция действующего АТП в городе Заречном. Начата работа по закупке новых автобусов для городских пассажирских маршрутов.

До конца сентября должна быть подготовлена проектно-сметная документация, к ноябрю заключены контракты, а все строительные работы с учетом благоустройства территорий намечено завершить к июлю 2024 года.

К закупаемым автобусам будут предъявлены серьезные требования. 

— Это должны быть автобусы большой вместимости на газомоторном топливе, низкопольные, с обогревом и кондиционированием. Необходимо соблюдение всех условий обеспечения комфорта пассажиров, — подчеркнул на одном из совещаний губернатор Олег Мельниченко.

Пензенской агломерации закупят 61 автобус большой вместимости.

Изменится тариф, он станет регулируемым. Планируется ввести единый проездной билет, что позволит людям меньше времени тратить при пересадке с одного маршрута на другой. Постепенно пассажирский транспорт уйдет от наличного расчета.

Изменится и маршрутная сетка. Чтобы хронометрировать движение, в транспорте будут установлены специальные датчики.

— В перспективе мы хотим установить на остановках мониторы для информирования горожан, через какое время какой маршрут прибывает на эту остановку. Движение автобусов будет осуществляться с 6 утра до 24 часов, — отметил губернатор.

Такая программа давно назрела, поскольку сегмент общественного транспорта долгое время был недофинансирован. Безусловно, упорядочить сферу транспортного обслуживания – дело непростое и небыстрое. Но общественный транспорт — ключевой элемент инфраструктуры любого города, а его доступность и комфорт — важные показатели качества жизни. Поэтому без господдержки развитие транспорта, особенно в районах, невозможно.

Бедные пусть ходят пешком?

В Никольске официально пассажирские перевозки осуществляет одно предприятие. Город вытянут. Автобусы ходят преимущественно по центральной улице. Многим жителям, чтобы дойти от дома до остановки, нужно потратить 15 минут. Проще вызвать такси и доехать за это время от калитки до калитки за вполне приемлемую цену. Да и пешком в хорошую погоду можно пройти часть автобусного маршрута.
До недавнего времени такое положение дел многих устраивало. Но в сентябре прошлого года таксисты подняли цены, и минимум, который сейчас приходится отдать за поездку, — 100 рублей. Дальше зависит от километража.

Никольчане возмущаются, что очень выгодно в любое время года повысить плату за проезд, ссылаясь на то, что бензин подорожал, что цена на запчасти для иномарок летит вверх. Но дорожает все, а зарплаты не растут.

Люди хотят, чтобы власть обратила внимание на проблему. Хотят, чтобы на улицы города вернули автобусы, которые приходят строго по расписанию. Или создали на базе никольского АТП муниципальное такси, которое работало бы по счетчикам и с учетом всех законодательных нормативов.

Горожане обижаются, что их условно разделили на бедных, которые ходят пешком, и богатых, которые могут себе позволить поездки в такси.

Надо отметить, что общественный транспорт в Никольске имеет солидную историю. Зародился в середине 50-х годов прошлого века. В лучшие годы предприятие насчитывало более 60 единиц техники, теплые боксы, ремонтные мастерские. АТП гремело на всю область. 

На данный момент в городе осталось всего несколько автобусных маршрутов. Молодежь идти работать водителями не хочет: слишком низкая зарплата и высокая ответственность. Наполняемость салонов автобусов низкая, а вложений техника требует серьезных. Ну и конкуренция сделала свое дело: такси, частники... Вот и получается замкнутый круг. 

И какой же напрашивается выход? Только один: нужна областная или федеральная программа, которая восстановит транспортные предприятия в районах области.

Автор: Елена СИНИЦЫНА

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER

Введите слово на картинке