Прокат и покупка электросамокатов в Пензе: что почем

Прокат и покупка электросамокатов в Пензе: что почем

Транспорт на электрическом ходу — это наше недалекое, но будущее. А пока — электросамокаты. Приглядимся к ним. Мой сосед Антон — респектабельный молодой человек. У подъезда припаркована его иномарка, на работу он отправляется в пиджаке и при галстуке, но не в удобном кресле авто, а на этом странном приспособлении, называемом электросамокатом. Правда, только в теплое время года. Говорит, что по центру передвигаться на самокате — самое то. Его обычный маршрут — от ул. Кулакова по Пушкина и до самого верха ул. Московской. Но вот к друзьям в Арбеково или Терновку он выехать не рискует. Со всей ответственностью заявляет, что наши тротуары для такого вида транспорта непригодны, а двигаться  по краю проезжей части небезопасно.

Электросамокаты, гироскутеры, скейтборды, сегвеи, моноколеса… Все это из одной серии и появилось на пензенских улицах в последние два-три года. Их даже планируют выделить в новую категорию, закрепленную на законодательном уровне — средства индивидуальной мобильности (СИМ).

Что интересно, если пройтись утром по улицам Московской, Пушкина или в выходной день — по Городу Спутнику и набережной Суры, можно заметить, что электросамокаты «оседлали» не только молодые люди. Нередко можно встретить выруливающих людей в возрасте 45+. Похоже, что пензенцев привлекает не только мобильность устройства, но и простота его эксплуатации: всего две кнопки управления — газ и тормоз.

Плюс не надо заботиться о парковке (компактное устройство можно хранить дома), не надо платить транспортный налог, да и экономия по сравнению с бензиновым агрегатом очевидна.

Самокат в стране снегов

Но многие пензенцы пока считают электросамокаты экзотичным транспортом для развлечения хипстеров. А зря!

Торговые сети рапортуют: количество продаж самокатов растет в геометрической прогрессии. И если еще недавно их чаще всего заказывали по Интернету, то сейчас они представлены даже в крупных магазинах бытовой техники.

Мы изучили пензенский рынок, чтобы понимать цену вопроса и особенности предложения.

От разнообразия и расцветки самокатов рябит в глазах. На ценниках – суммы на разные кошельки. 

— Присмотритесь к корейским моделям, — советует продавец магазина, специализированного на электротранспорте. – Немного дороже китайских, но качественнее. На одной зарядке больше сотни километров можно проехать. Будете даже малолитражки обгонять.

Сравнение пусть с малогабаритными, но машинами слегка напугало и озадачило. Но продавец, не смутившись, продолжил:

— Да не бойтесь, у нас и экипировка продается. За все тысяч 50–60 получится. 

Нет, спасибо. Мне бы что-нибудь побюджетнее. 

Проехалась по другим магазинам. Цена самых дешевых моделей – в пределах 12–14 тысяч рублей.

— Такие берут чаще всего для подростков, — говорит девушка в отделе спортивного магазина. — Скорость у них относительно невысокая. Зарядки хватает примерно на три часа езды. 

Дальше волшебство техники заканчивается, придется поработать ножками. Но имейте в виду, в холодную погоду электросамокаты использовать нельзя, поскольку их аккумуляторы не рассчитаны на отрицательные температуры и сразу же разряжаются. Ну и, конечно, в дождь лучше оставить самокат дома – некоторые модели, особенно дешевые, не выдерживают испытания даже небольшой лужей.


Катись сюда, катись туда

Электросамокаты, безусловно, удобны. Они позволяют передвигаться по городу в пять-шесть раз быстрее, чем пешком. При этом не выделяют вредных веществ, занимают очень мало места, даже когда припаркованы, и почти не требуют денег на обслуживание.

Но есть и вторая сторона медали. Один из главных минусов – человеческий фактор. Купить самый мощный агрегат сегодня может каждый, кто имеет деньги. Водительские права не нужны, регистрировать транспортное средство не требуется. И в этом, пожалуй, кроется самая главная опасность. По всей стране начали фиксировать ДТП с участием владельцев электросамокатов. 
Месяц назад подобная авария произошла в Заречном. Водитель иномарки поворачивал налево и не уступил дорогу мужчине на электросамокате, который ехал во встречном направлении прямо. К счастью, все остались живы. 

Но бывают и жертвы, что неудивительно, ведь некоторые модели могут разгоняться до 60 километров в час и больше. Можно представить силу удара, которая складывается из скорости, массы человека и самого самоката. 

— Я водитель с приличным стажем, — рассуждает моя подруга Ольга. — Раньше часто вспыхивали «войны» между водителями автомобилей и велосипедистами. Ведь непонятно, как последний себя поведет: случайно мотанет руль или без предупреждения захочет повернуть. Теперь очевидно, что скоро начнутся «баталии» между водителями автомобилей и самокатов. 

Приехали?

Действительно, правовой статус передвигающегося на электросамокате человека до сих пор не определен. Но лед тронулся. Министерство транспорта РФ в сентябре направило в правительство страны масштабный проект поправок в ПДД. 

Владельцам СИМ планируют запретить езду более чем 20 км/ч., катание в нетрезвом состоянии. Правда, как будут выявлять подобные нарушения, не понятно. Ведь освидетельствование на состояние алкогольного опьянения проводится только в отношении водителей транспортных средств. А пока владельцы СИМ таковыми не являются, штрафы и санкции в законах не закреплены.

Окончательное решение по поводу новых поправок еще не принято – проект находится на обсуждении. Понятно, что оставлять ситуацию как есть нельзя, устанавливать правила – не быстрый процесс. Все осознают, что под электротранспорт нужно развивать специальную инфраструктуру, но пример велодорожек показывает, насколько это иллюзорно.

Кстати, некоторые аналитические агентства уже начали проводить исследования. Большинство опрошенных считают самокаты удобным средством передвижения и планируют приобрести подобное в ближайшее время. Так что бум на СИМ, похоже, будет набирать обороты. И к этому лучше подготовиться.


Личные наблюдения

В Пензе ко Дню города появилось три станции проката электрических самокатов. Пока прокатиться с ветерком можно только от ТЦ «Высшая лига» до центрального рынка по улице Московской, по  площадям Ленина и Фонтанной, где условия позволяют передвигаться на приличной скорости. Как говорят в мэрии Пензы, есть планы оборудовать дополнительные точки у стелы «Росток» на набережной Суры и возле кинотеатра «Современник».

Чтобы взять самокат напрокат, надо скачать специальную программу, потом привязать к ней в мобильном приложении банковскую карту и положить на баланс не менее 500 рублей. 

Все это занимает порядка 30 минут. Затем можно взять самокат и наматывать круги, пока не устанешь.

Теперь о минусах. Первый и самый большой — дорого. За 20 минут со счета ушло почти 100 рублей, а ведь катаешься только вокруг одного квартала города.

Второй минус — нет городской инфраструктуры для езды на таком транспорте. В больших городах передвигаться по центру или историческим местам на электросамокатах — одно удовольствие.

Третий минус — пока в Пензе всего 30 таких самокатиков, по 10 на каждой станции. Работать пункты проката, вероятно, будут только летом, потому как зимой передвигаться по скользкому бездорожью и сугробам на таких колесах нереально. 

Проект, судя по платежной системе, является частной инвестицией, и городские власти к организации такого сервиса отношения не имеют. Кто-то вложился серьезно, с установкой станций зарядки, разработкой мобильного приложения и покупкой оборудования.

Если прокат самокатов в Пензе будет развиваться в парковых зонах или по всей исторической части города, то это может стать фишкой для туристов и молодежи и отчасти поможет решить проблемы пробок и транспортной загруженности центра.

Еще одна перспектива развития такого способа передвижения — для деловых контактов. От Спасского кафедрального собора до драматического театра на электросамокате можно добраться за 3 минуты на скорости до 30 км/ч — в принципе, это вполне личный транспорт скоростного передвижения.

Но пока прокат электротранспорта в Пензе выглядит как очередной детский аттракцион для забавы. Хотя перспективы развития есть.


То, о чем вы не знали

Чем мощнее электродвигатель у электросамоката, тем больше максимальная скорость. Стандартный электросамокат с двигателем мощностью 250—300 Вт развивает скорость 25—30 км/ч., с двигателем 600—1000 Вт — 50—60 км/ч.
На мощные самокаты часто устанавливают сиденья для комфорта и лучшей устойчивости.

Дистанция, которую самокат может проехать без подзарядки, зависит от емкости аккумулятора. Заряда батареи емкостью 8—10 А·ч хватает на 25—35 км. Электросамокаты с самыми мощными батареями в 20—30 А·ч могут преодолевать 60—100 км. Но чем больше емкость батареи, тем выше вес электросамоката. 

На маленьких колесах из пластмассы или литой резины диаметром 4—6 дюймов можно кататься только по ровному асфальту. Чтобы ездить по брусчатке, преодолевать ямы, трещины и другие неровности, нужны колеса диаметром 10-12 дюймов и более.

А как у них?

В странах Европы давно перестали смотреть на электротранспорт как на средство развлечения и всеми силами стараются ограничить его присутствие на улицах или ввести ограничения на использование. 

Например, в Британии полиция запретила использование любых самобалансирующихся средств как на дорогах, так и на тротуарах. Теперь в стране кататься на модных гаджетах можно только по частным территориям с разрешения владельцев.
До июня 2019 года электросамокаты и электроскутеры в Германии находились под запретом. После легализации установили минимальный возраст пользователя — 14 лет и предельную скорость — 20 км/ч. Обязательны регистрация и страховка, выдается номерной знак. Сигвеи, моноколеса и подобные гаджеты в Германии запрещены.

В Испании выезд на пешеходную зону на электросамокате карается штрафом в 200 евро. Такая же санкция предусмотрена за езду без шлема, использование во время движения телефона или наушников.



Автор: Елена КУЛАКОВА

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER


Популярное