Принцесса из села Индерка

Принцесса из села Индерка

Дом Ернеевых стоит рядом с бывшей колхозной конторой. Наш фотокор оживился, вспоминая, каким богатым было хозяйство, имелась даже звероферма. У фотокора шапка норковая была, пошитая здешними умельцами, — большой в ту пору дефицит.

Нынче меховые ушанки не в моде. Ни одна норка в селе не обитает, даже в виде домашнего питомца. Колхоза давно нет.  Как почти повсеместно в российской глубинке, в Индерке (а живут здесь более 4 тысяч человек) с работой нелегко. Стоит ли удивляться, что, когда Эльмире исполнилось три года, родители начали ездить в Москву, где сначала нанимались на работу, а потом организовали небольшой бизнес по продаже мебели. 

За Эльмирой и ее старшим братом Рушаном присматривала бабушка.

Бабушка 

Фаиля Хамзеевна, как мне показалось, к победе внучке относится как к награде за свою наполненную трудом, не самую легкую жизнь.

Сорок лет отработала в колхозе дояркой. Муж, плотник по профессии, погиб на производстве из-за несчастного случая. И она осталась одна с тремя детьми. Всех подняла. Все стали достойными людьми, а Фаиля Хамзеевна одной из первых в районе была награждена региональной медалью «Материнская доблесть». 

Бабушка для Эльмиры и сегодня самый верный друг, хранительница девичьих секретов и радостей. 
— Я слушаю, киваю и молчу, — говорит бабушка. — Я ее очень люблю! 


Брат

  Первым, кому Эльмира позвонила, чтобы поделиться радостью победы в конкурсе «Татар кызы» («Мисс татарочка»), был Рушан. Сестра и брат очень близки. Рушан живет в Петербурге, служит Родине, чем вся семья гордится. 

Что касается Эльмиры, то семья гордится ее чувством ответственности и самостоятельностью. Она еще в школе училась, а заботы о хозяйстве взяла на себя. Родители под утро вернутся из столицы, дети еще спят. А дом сияет чистотой, на плите — завтрак.

И уроки всегда сама делала, без помощи взрослых. И заучивает суры из Корана. Эльмира занимается спортом, поет, прекрасно танцует, играет на гитаре, водит машину. 


Родители 

Устроители конкурса «Татар кызы» подчеркивают, что его главная задача — показать красоту современной татарской девушки, не только внешнюю, но и душевную. Важно, чтобы девушка была хорошей хозяйкой, рукодельницей, хранительницей домашнего очага. 

Очень важные моменты — сохранение добрых традиций, уважение к родным, память о предках. 

Отец Эльмиры Фярит рассказал такую историю.
 
Много лет дедушка Фярита считался пропавшим без вести. А в честь 70-летия Победы в районе составили мемориальный список воинов-сосновоборцев с указанием мест, где они воевали. И оказалось, что в свое время в документах было неверно написано отчество дедушки, а результатом этого стало неведение родных о его судьбе. Он погиб под Москвой, в Можайском районе. Фярит поехал туда, нашел братскую могилу, добился, чтобы на обелиск внесли имя деда, а сам положил у его подножия горсть сосновоборской земли. И всем двоюродным братьям рассказал, куда им приехать, чтобы поклониться подвигу своего предка. 


Традиции и современность 

«Татар кызы» не предполагает дефиле в купальниках, конкурсантки представляют народные костюмы. Помимо творческих номеров, удивляют жюри блюдами национальной кухни, приготовленными собственноручно, поют и читают стихи на татарском языке. 

Уважение к традициям — с одной стороны и современность — с другой. Было, например, онлайн-голосование. В селах следили за ходом соревнований по интернет-трансляциям в смартфонах.
 
Всё в подобных состязаниях — ради тех нескольких минут, когда объявляют итоги. И всегда хочется пережить этот эмоциональный момент снова. 

Спрашиваю Фярита и Гузель Ернеевых, которые были в числе зрителей, верили они в победу Эльмиры или нет.

Фярит, совершенно искренне:
— Я знаю Лунинский район, Иссинский (конкурсантки представляли эти районы. – Авт.), мы с ребятами из тех мест в Афганистане воевали. Для меня все эти девочки как дочки, мы же в России вместе живем! Я за всех переживал! Кто бы ни выиграл, я бы радовался! А про Эльмиру думал: хорошо бы она заняла третье место или четвертое. 

— А когда стало понятно, — продолжает отец, у которого вдруг усилился татарский акцент, — что победила она, сейчас назовут ее имя, я вдруг подумал: это не моя дочь. В смысле, я — простой колхозник, у меня ни одной грамоты нет, а у нее столько дипломов, столько талантов! Умница, танцует, поет! Ну а имя назвали, тут уж мы с матерью закричали от радости. 


Индерский розарий 

Эльмира учится на втором курсе педагогического института ПГУ, будет воспитателем детского сада. Почти каждые выходные приезжает домой в Индерку. 

Готовиться к конкурсу ей помогала троюродная сестра — певица, руководитель известного татарского коллектива из Индерки «Был­былым» Венера Шагвалеева.

Конкурс, когда выбирают самую красивую и достойную татарскую девушку, в Пензенской области существует несколько лет. Девушки из Индерки трижды становились победительницами. 

В 2012-м — Венера Шагвалеева. В прошлом году — Юлия Сафаева, тоже, кстати, будущий педагог, только учитель физики и математики. И вот теперь — Эльмира. В 2019-м она представит нашу область на общероссийском конкурсе в Казани. Пензячки никогда еще в столице Татарстана не побеждали, но входили в число призеров: в частности, Венера Шагвалеева была третьей. 

Конечно, как сказал папа Фярит, кто бы ни выиграл, надо радоваться, но пусть это все-таки будет такая талантливая, доброжелательная и очень скромная Эльмира!

ЦИФРЫ
Согласно данным Пензастата, в нашей области проживают 1,33 миллиона человек. Из них 80 тысяч (чуть больше шести процентов населения) считают себя татарами. 

Автор: Ольга ЯМЩИКОВА

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER

Введите слово на картинке