Потомки пензенца узнали о его судьбе и гибели спустя 75 лет

Потомки пензенца узнали о его судьбе и гибели спустя 75 лет

Когда в 1941 году Григория Кошелева призвали на фронт, ждать его в деревне Дурасовке (ныне с. Вязовка Пензенского района) остались жена Мария и дочки Антонина (12 лет) и Анечка (8 лет). Девочки были уже достаточно большими, чтобы запомнить папу. Своим дочерям и внучкам они рассказывали, что Григорий Васильевич был мастер на все руки, легкий на подъем и, как сейчас бы сказали, всегда на позитиве. 

Работал он скотником на конюшне. Один раз поехал по делам в Ленинград и привез оттуда своим девочкам (так он звал жену и дочек) много подарков, в том числе материал на платья — ярко-красного цвета. Эта ткань до сих пор сохранилась в семье.  

Воевал Григорий в составе подразделения Западного фронта, участвовал в Ржевско-Вяземской операции. Письма домой писал часто. Последнюю весточку Мария получила от него весной 1942 года. Муж сообщал, что их полк попал в окружение под Вязьмой, что он ранен, и если удастся прорваться, то его, скорее всего, отпустят на побывку. «Свидимся ли вновь?» — писал он в том письме.

Не перестану ждать тебя... 

А потом пришло сообщение о том, что он пропал без вести… Такая формулировка почти всегда подразумевала самое худшее, но тем не менее мизерная надежда на то, что родной, любимый человек вернется живым, все-таки оставалась. Война закончилась, прошло несколько лет, и вскоре бесплодным ожиданиям был положен конец. 

Одна из жительниц Дурасовки возвращалась домой из гостей и разговорилась в поезде с попутчиком. Речь зашла о пропавшем без вести Кошелеве, и выяснилось, что собеседник хорошо знал его — они были однополчанами.
 
Мужчина рассказал, что из окружения им вырваться не удалось, а тех, кто остался в живых, немцы угнали в концлагерь (Цайт­хайн в Саксонии). Григорий пробыл там с апреля по ноябрь. Условия были очень тяжелыми: изнурительная работа, голод. Рана Кошелева не заживала, и в ноябре 1942 года он умер.


Потерянная нить  

Случайный попутчик оставил записку со своим адресом и попросил, чтобы вдова Кошелева написала ему или приехала. Увы, адрес соседка потеряла, но полученную информацию передала семье солдата. Мария с дочерьми проплакали всю ночь: они осознали, что их солдат уже никогда не вернется. Боль усиливала мысль о том, что единственная ниточка, которая вела к человеку, который знал Григория, потеряна. 

С годами девочек в семье Григория Кошелева стало больше: у его дочери Анны родились дочери Надежда и Ирина, потом появилась внучка Оксана, а в 2003 году — правнучка Анечка. Всем им в свое время рассказали о погибшем на фронте дедушке. Очень жалели, что в семейном архиве не осталось ни одной фотографии Григория. 

Многие годы дочери, а потом внучки павшего воина искали того однополчанина из поезда. Посылали  запросы, в том числе и в «Пензенскую правду», где тогда выходила рубрика «Отзовитесь». Увы...

Мария Кошелева так больше и не вышла замуж, растила дочерей, потом внучек. Она умерла в 2004 году, дожив до 101 года. В 2017-м не стало старшей дочери Григория Антонины. 

А в прошлом году мечта потомков Григория Кошелева исполнилась — на сайте «Память народа» правнучка солдата Оксана нашла его учетную карточку. Немецкая педантичность сохранила для потомков не только личные данные, но даже отпечаток его пальца и фотографию. Анна с трудом признала в худом, изможденном, лысом человеке своего отца — до войны он был кудрявый и в теле.
 
Но все же этот снимок был как ласковое прикосновение из прошлого, как свидание с тем, кого считали навсегда утраченным. Спустя 75 лет родные Григория  все-таки получили весточку о нем. Жаль только, Мария с Антониной до этого дня не дожили.

В этом году 9 Мая Григорий Кошелев встал в строй Бессмертного полка.

Автор: Елена СВЕРДЛОВА

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER