Политрук Беркович из Пензы: «Немцы рядом... От трусости пускают ракеты ночью»

Политрук Беркович из Пензы: «Немцы рядом... От трусости пускают ракеты ночью»

9 Мая Нелля Львовна Беркович пройдет в рядах Бессмертного полка с портретом своего отца — политработника Красной Армии Льва Мироновича Берковича, погибшего в марте 1943 года под Калугой. Было время, когда она ездила в деревню Озерно на братскую могилу, где среди тысяч погибших защитников Москвы покоится и ее отец. 

Путь был неблизкий: на поезде до Москвы, потом — до Калуги, оттуда на маленьком тряском автобусе до райцентра Ульяново, там ночевка в импровизированной гостинице (дом без всяких удобств) и наутро — к папе, в Озерно. Чтобы поплакать, найдя его фамилию в длинном списке захоронения красноармейцев, прошептать: «Папа, это я, твоя Неллинька». Так он называл ее, тогда совсем малышку, в письмах с фронта.
 
«Здравствуйте, дорогие мои Раиса, Мишенька, Кларочка, Неллинька! После тяжелого перехода... решил написать... Пришлось пройти пешком более 150 километров в трудных условиях. Когда разобьем Гитлера и его банду, тогда более подробно расскажу».

Заведующий сектором кадров транспорта и связи Пензенского обкома ВКП(б) Лев Миронович Беркович был призван на фронт 23 июня 1941 года. Перед отъездом он сфотографировался с детьми. Подтянутый военный в пилотке и гимнастерке со «шпалой» в петлице. Двухлетняя Нелля, шестилетняя Клара и десятилетний Миша смотрят с карточки настороженно. Для них в эти дни все было необычно и тревожно: заплаканные глаза матери, военная форма отца и поспешные его сборы.

Воинский эшелон отправлялся со станции Пенза IV. Кто-то сказал, что состав простоит до завтра. А на следующее утро, когда Раиса Иосифовна и Миша с рассветом прибежали на перрон, то увидели быстро удаляющийся последний вагон.

Прощания не получилось. Раиса Иосифовна успокаивала себя. Муж сказал: «Не расстраивайся. Эта война ненадолго. Через четыре-пять месяцев буду дома».

«А домом оказалась вот эта братская могила под Калугой», — думала Нелли Львовна, поглаживая рукой слегка согретый солнцем камень мемориала. 



В семье Берковичей свято чтят память отца. Хранят все его письма (около сотни), документы, военные газеты с материалами о политруке Берковиче. 

На его могилу в Озерно Раиса Иосифовна ездила, пока были силы, а потом — Миша и она, Нелля. Но в этом году, в марте, Миша умер. Главным хранителем семейной памяти стала она, Неллинька...

Сегодня и у нее нет сил и здоровья, чтобы 9 Мая ехать под Калугу. Но она вместе с папой встанет в строй Бессмертного полка. 

Из фронтовой газеты «Боевое знамя» за 17 декабря 1942 года:

«Угасал короткий зимний вечер. Полковой агитатор капитан Беркович просмотрел только что прибывшие газеты, сунул их в карман и вышел из своей землянки.
Он торопился на передний край. Из блиндажа в блиндаж переходил капитан Беркович. И всюду бойцы встречали его, как старого знакомого, близкого человека...
Трудно перечислить все встречи полкового агитатора, все его беседы с бойцами. Важно одно. В какой бы блиндаж он ни заходил (хотя бы даже на минуту, на две), его появление ободряло людей»

Из писем Льва Берковича с фронта 

28.12.1941 г.
«Здравствуйте, дорогие! Поздравляю вас с новым, 1942 годом. Мы в настоящее время находимся на территории, где временно хозяйничали немцы.
Трудно обо всем писать. Волосы дыбом встают, когда видишь все своими глазами: целые села сожжены. Жителей деревень, сел и городов угоняют, даже детей 12—14 лет и стариков 70 лет… Убивают даже детей…»

8.4.1942 г.
«Раиса, письма получаю аккуратно через день-два. Можешь себе представить, сколько радости они мне приносят. Вот передо мной лежит письмо с рисунками Миши... Мишуля, благодарю тебя за письмо. Но ты меня огорчил... у тебя в письме много ошибок...»



12.5.1942 г.
«Здравствуй, дорогой сын Мишуха!
...Вчера получил твое письмо. Очень был рад... Миша, посылаю тебе рисунок. Его нарисовал молодой боец. Его зовут Ваней... Этот боец старше тебя на шесть лет, но он очень храбрый. Два раза участвовал в боях. Я надеюсь, что когда ты будешь в его возрасте, тоже будешь храбрым... Миша, на этом рисунке Ваня изобразил то место, где мы находимся. Здесь был бой...»

 20.7.1942 г.
«Добрый день, любимые!
Живу я так же, как воины нашей Красной Армии. Обстановка боевая. Немцы рядом. Мы не даем им спокойно жить на нашей земле. От трусости они пускают ночью ракеты — светло становится, как днем.
Рая, можешь меня поздравить. Вчера получил приказ о присвоении звания батальонного комиссара. Прикрепил еще одну «шпалу». Это обязывает меня еще лучше служить Родине».

Последняя весточка
10.3.1943 г.
«Здравствуйте, дорогие!
Рая, прости, что редко стал писать. Некогда. Вчера меня легко ранило в спину. Из части я не ушел, через 3—5 дней буду здоров. Не беспокойтесь. Крепко целую…»
(Это была последняя открытка капитана Льва Берковича. На другой день он скончался.)



Автор: Абрам ПЕКНЫЙ, Светлана ФЕВРАЛЕВА

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER