Поколение Z: когда детям легче дружить с компьютером, чем с друг с другом

Поколение Z: когда детям легче дружить с компьютером, чем с друг с другом

Ирина, мама четырехлетней Маши, с гордостью смотрит, как любимое чадо включает планшет, вводит пароль и начинает тыкать пальчиком в экран.

— Я в ее возрасте и не знала, что такое гаджеты. А она как-то интуитивно научилась с ними обращаться. Целыми днями может сама себя занимать, ее и не слышно и не видно. Я скачала ей разные развивающие программы, она уже умеет видео и фото на планшет снимать. 

А вот Оксана, мама 13-летнего Артема, в тяге к гаджетам, наоборот, видит большую проблему.

 — Сын довольно рано стал пользоваться моим телефоном. Сам мог позвонить папе или бабушке, играл в телефоне, мультики смотрел. Было удобно: ребенок занят, я могла переделать все домашние дела. А сейчас и рада провести с сыном время, поговорить по душам или даже просто отправить на улицу погонять мяч с друзьями, но «вытащить» его из Интернета трудно. Социальные сети и сетевые игрушки вытесняют живое общение, да и учеба в последнее время страдает, — вздыхает женщина.

Специалисты говорят, что современные дети «родились с кнопкой на пальце». Они уходят в виртуальный мир и не умеют общаться в реальном. Им свойственны «клиповое» мышление, тревожность, чувство незащищенности, беспомощность и эмоциональная закрытость.

— Обобщая результаты многочисленных исследований российских и европейских ученых, мы делаем выводы, что за последние 10 лет в эмоциональной сфере ребенка произошли значительные изменения. Началась кардинальная деформация ценностей: на первый план теперь выходят интеллектуальные, на второй — волевые, на третий — соматические, — говорит кандидат психологических наук, доцент, заведующий кафедрой «Общая психология» ПГУ Всеволод Константинов.

Тех, кто родился в 2004 году и позже, называют поколением Z. Эти дети развиваются в век чатов, форумов, интернет-сообществ. Они вроде бы вместе, но каждый — в своем гаджете. «Увидимся?» – «Спишемся!». Вот один из главных их принципов. 

Они другие 

— Мы наблюдаем грустную тенденцию: подрастает целое поколение, которое не умеет взаимодействовать со сверстниками. Как следствие — дети все чаще выбирают агрессивные способы разрешения конфликтной ситуации, — добавляет Всеволод Валентинович. 

Причем проявления агрессии даже не маскируются, она может демонстрироваться и в школе. Всеволод Константинов отмечает, что на современных подростков нужно смотреть и под другим углом. Прогресс не стоит на месте и развитие технологий сказывается в том числе и на подрастающем поколении: 

— Исследования говорят о необычайно быстрых темпах психологической эволюции детей. Увеличивается категория одаренных. Среди них — интеллектуалы, лидеры, способные повести за собой, ребята с золотыми руками, талантами художников и музыкантов... 

«Цифровое» поколение Поколение Z в России — это примерно 21 млн человек. Они не знают мира без финансовых кризисов, компьютеров,
 Интернета и сотовых телефонов. По мнению психологов, представителям «цифрового» поколения легче будет устанавливать контакт с компьютером, чем друг с другом. Психологи опасаются, что еще больше обострится конфликт отцов и детей, конфликт мировоззренческий.

Современным детям взгляды родителей кажутся безнадежно устаревшими. Так что же делать? Неужели позволить своим детям жить виртуальной жизнью, не умея строить отношения в реальной?

 — Никакие замки и тревожные кнопки не защитят наших детей, если мы, взрослые, не будем работать над созданием позитивной психологической атмосферы, — высказал свое мнение по этому поводу министр образования Пензенской области Александр Воронков. — Нужно создавать благоприятный климат в школе, поддерживать детей из сложных семей, разрабатывать методы экстренной психологической помощи. При этом, не буду скрывать, кадровый ресурс пока оставляет желать лучшего. Так что и здесь нам надо «подтянуться». 

Всеволод Константинов считает, что еще не поздно повлиять на ситуацию. Главное, дать своим детям как можно больше любви, а не занимательных гаджетов. Самое ценное, что вы можете подарить своему ребенку, — это время, проведенное вместе.

Специалисты говорят... 

Проблемы и особенности современных детей: резкое снижение интеллектуального развития детей дошкольного возраста; снижение их энергичности (дети предпочитают смотреть телевизор или играть в компьютер), но при этом рост эмоционального дискомфорта; неразвитость мелкой моторики рук старших дошкольников; недостаточная социальная компетентность (до 30% младших дошкольников беспомощны в отношениях со сверстниками); прогрессивное снижение темпов физического развития детей; увеличение количества детей с ограниченными возможностями здоровья; увеличение количества одаренных детей.

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER


Популярное