Поэтесса Лидия Терехина: клуб «Я сень», журнал «Четверговая соль», книги за свой счет и дочь
Как я понимаю тех ребят из ее литературного объединения, которые, видя, что она пользуется скандинавскими палками, говорят: «Если даже вы не сможете ходить, мы вас на руках будем приносить на наши заседания».
Лидия Ивановна – литератор. И по образованию (факультет нашего педагогического), и по роду занятий (работала в школе, в редакционно-издательском отделе родного вуза, редактором отдела поэзии в журнале «Сура»), и, что самое главное, по призванию.
Снежки и непечатки

Поэты – они сидят и пишут. И если лежат – тоже пишут. Лидия Ивановна как-то болела и прямо в постели сочиняла. Листы с неудачными строчками комкала и бросала в ноги. Пришла к ней подруга, тоже поэт, увидела эту картину и написала посвящение болящей – «Снежки несостоявшихся стихов».
– А чего это вы так кидаетесь стихами-то? – спрашиваю.
– Если я пишу и у меня нет нервной дрожи, а после не чувствую усталости, значит, это просто так.
– Очередной снежок?
– Ну, в лучшем случае – папка «Непечатки», есть у меня такая.
– А что происходит, когда «нервная дрожь»?
– Откуда я знаю. Какие-то каналы открываются… Просто слово ложится на бумагу – и пошло.
На уровне 30 герц

Еще один ее талант, а может быть, и миссия – объединять людей. Многие годы своей жизни Лидия Ивановна ведет литературные объединения. И смотрите, как глубоко и символично: клуб молодых поэтов при журнале «Сура», который Лидия Ивановна организовала по инициативе и при участии главного редактора Бориса Шигина, назывался «Берега».
Трудное было время (и остается) для творческих людей. Страна советская разрушилась, государство охладело к литературе, творческие союзы, призванные объединять, помогать и издавать, могли только выдавать удостоверения.
Люди, которые не могли НЕ БЫТЬ поэтами, писателями, оказались без руля и ветрил в океане жизни. И вот – Берег. Прибивайтесь, тут ваша гавань, тут вас обогреют и спасут. Тут вас научат.
А потом из-за физической невозможности работать одновременно более чем с двумя десятками авторов Лидия Ивановна собрала еще и литературное объединение «Я сень», с которым занимается уже 17 лет.
Более 500 человек состояли в этих объединениях. Среди них 12 известных сегодня литераторов, членов Союза писателей России, например Вячеслав Филонов, Марина Герасимова, Евгений Чепкасов, Ольга Правдина, Дана Лобузная и другие…
«Четверговая соль»
«Я сень» – тоже символичное название: приходите, я вас приму под свою сень, мы вместе будем развиваться, творить. Участники этого клуба на свои средства издают журнал «Четверговая соль». Журнал зарегистрирован Росреестром при издательстве ООО НИЦ «Социо-сфера», а тиражируется в саратовской типографии «Амрита». Публикуются в нем как местные авторы, так и известные писатели России и зарубежья.
Например, Эдуард Побужанский, поэт и главный редактор московского издательства «Образ», когда узнал, что они так, общинно, издают журнал, прислал объемный багаж книг на подарки и призы победителям традиционного конкурса «Одно стихотворение года», который также проводится клубом.
Нить Ариадны

У самой Лидии Ивановны вышло 30 книжек – поэзия и проза. И при этом она ни разу не обратилась к спонсорам! Разве что сами находились.
– Один знакомый работал на Октябрьском рынке, у него был мой сборник. Как-то его увидел и полистал директор рынка и говорит: мол, если эта баба соберет стихи про любовь, я оплачу. А мне чего ж не собрать – легко! – рассказала Лидия Ивановна.
Несколько книжек у нее вышли за границей: в Чехии, Польше, Германии. Были публикации в Японии, Италии. Это как нить Ариадны: люди читают стихи, если кого-то зацепит, он начинает искать в лабиринте словесности ЭТОГО поэта.
Но большинство книг она издавала на собственные средства, хотя последние годы живет на пенсию.
– Да как же это удается? – спрашиваю.
– А чего ж тут сложного? Откладываю каждый месяц по пять тысяч, за год 50 получается. Вот тебе и сборник тиражом 200–300 экземпляров. Сейчас тоже коплю. Хочу помочь выпустить сборник дочери Вере Дорошиной. У нее давно уже выходили книжки – всего десять. А написано очень много.
Шесть метров родословия
Генетика в этой семье работает. Мама Лидии Ивановны писала стихи, издано два ее сборничка. И муж Лидии Ивановны Анатолий Дорошин был человеком творческим – журналист, редактор, поэт. Их дочь Вера – известный поэт нашего края. Сын занимается наукой.И еще о генетике. Лидия Ивановна составила свое генеалогическое древо. Показывает толстый рулон ватманской бумаги:
– Вот – шесть метров родословия.
Издала она и книгу «На всех ветрах». Интере-е-е-сная. Одна ветвь ее рода – крестьянская, другая – восходит к Рюриковичам.
И не приходится гадать, откуда это достоинство, внутреннее спокойствие, благородство и, как бы парадоксально ни звучало, скромность. Она всегда ровна, спокойна, своих заслуг не выпячивает, но и цену им знает.
И в любой ситуации Лидия Ивановна естественная. У артистов ценится такое качество. Я подумала: может быть, большой актер погиб в ней?
Посмотрела документальный ролик, который сняла одна из трех ее внучек, старшая, о малой родине своего рода – селе Кисловка Иссинского района. Красивый фильм: младшая внучка бегает по лугам, бабушка стоит и любуется родными просторами. Но лицо перед камерой – застывшее. Позировать не умеет.
Так что пусть остается поэтом, самой собой пусть остается, островом спасения для творческих людей, да и по большому счету для отечественной литературы, которая стояла и стоит на таких вот личностях.
Автор: Светлана ФЕВРАЛЕВА
Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER
Ссылки по теме
Другие материалы рубрики

В Алферьевке открылась передвижная выставка работ Ольги Расторгуевой
«Берега» (6+) достигла берега Сурского моря
Бойцы отряда «Тигр» приняли участие в Вахте Памяти на Посту №1 в Минске
В сводный отряд входят 32 бойца
Театр «Кириллица» стал призером фестиваля «Театральное Приволжье»
У пензенского коллектива бронзовая награда
Предприниматели потратили 1 млрд СберБизнес Спасибо на оплату продуктов и конвертацию в рубли
К программе лояльности, которая появилась год назад, уже подключено 650 тысяч предпринимателейБанк «Кузнецкий» вошел в ТОП-100 российских банков по числу офисов
Филиальная сеть Банка «Кузнецкий» насчитывает 31 офисНовый уровень защиты: СберСтрахование начала страховать экраны подержанных смартфонов
Сбер и R-Vision усилили сотрудничество для киберзащиты российских компаний
Сбер: кража средств мошенниками с записью голоса или фото жертвы технически невозможна
Домклик: Каждая вторая сделка клиентов с недвижимостью в Сбере проходит за свои средства