Почему подростки решаются на роковой шаг

Почему подростки решаются на роковой шаг

Сентябрь потряс Пензенскую область чередой трагических событий. В Тамалинском районе оборвалась жизнь 16-летнего юноши, в Камешкирском – 14-летней девочки. Почему? Проблемы в семье? Непринятие сверстниками? Неразделенная любовь? Почему подростки ощущают себя одинокими и нелюбимыми?

Согласно данным, предоставленным Следственным комитетом РФ, в 2018 году в России увеличилось количество детских самоубийств. За два последних года рост составил почти 14 процентов. Такие данные озвучила Уполномоченный при Президенте России по правам ребенка Анна Кузнецова.

— Если в 2017 году было зафиксировано 692 детских суицида, то в 2018-м — 788, — рассказала она на заседании экспертного совета.

Омбудсмен подчеркнула, что эти показатели свидетельствуют о том, что «дети предоставлены сами себе — они не слышат, их не слышат», а «проблемы, которые их волнуют, не волнуют никого».

Смерть нельзя романтизировать

Распознать назревающую проблему может помочь школьный психолог. Но хватит ли у него самого знаний и опыта?  

Губернатор Иван Белозерцев поручил привлекать столичных экспертов для повышения квалификации этих специалистов. На прошлой неделе в регионе побывал кризисный психолог из Москвы Михаил Хасьминский. На семинаре речь шла о том, почему подростки стали такими ранимыми и как предотвратить трагедию. 

Свое общение с представителями школ московский гость начал с того, что в последнее время в обществе появилось табу на разговоры на тему суицидов, тем более подростковых. Якобы это может спровоцировать человека с неокрепшей психикой на роковой поступок. 

Михаил Хасьминский же уверен, что с подростками обязательно нужно говорить о сложных вещах: смысле жизни, смерти, любви. Но говорить правильно.

— С одной стороны, разговоры про суициды запрещены. С другой — в литературных произведениях, которые школьники проходят по программе, многие герои сводят счеты с жизнью: «Гроза» Островского, «Бедная Лиза» Карамзина, «Темные аллеи» Бунина, «Анна Каренина» Толстого, «Ромео и Джульетта» Шекспира, — перечисляет он. — Любовь во многих произведениях связана со смертью, а смерть романтизируется. Поэтому я бы предложил присмотреться к школьной программе. Не призываю что-либо запрещать. Но вы, педагоги, можете использовать книги для профилактики суицидов! К примеру, расскажите, как много потеряла русская литература, когда из жизни ушел Есенин. Или предложите ребятам прочитать рассказ Веллера «Самоубийство». Сюжет схож с шекспировским: он, она, и весь мир против их любви. Молодые люди решают вмести уйти из жизни. Однако вместо яда случайно выпивают слабительное. В итоге все заканчивается комично, а после пережитых испытаний вся любовь куда-то испаряется...

Больно падать с высоты 

Хасьминский объяснил, как распознать потенциального суицидента. 

— Обычно это эгоистичный, «с короной на голове», с высоким уровнем амбиций, инфантильный и безответственный человек, — нарисовал он психологический портрет.

Такие подростки не выдерживают, когда реальность не совпадает с идеалом, не готовы решать проблемы и нести ответственность. Все это идет из семьи. Обычно таких детей слишком много опекали, а когда отпустили в самостоятельное плавание, они оказались к этому не готовы. 

Любопытный факт. В одних регионах страны количество детских суицидов в несколько раз больше, чем в других. А есть территории, где они единичны, например в Ингушетии и Дагестане. 

— Чем больше общество опирается на традиционные ценности, тем реже сталкивается оно с суицидами, — пояснил кризисный психолог.

Также он обозначил еще одну проблему — возведение ребенка в разряд идола.

— Часто приходится слышать от взрослых: «Хочу, чтобы у моего ребенка было все». Я с таким подходом абсолютно не согласен, — выразил свою позицию Хасьминский. — Так родители взращивают «пуп земли». Он изнежен, горд, амбициозен, с высоким уровнем самооценки. Но в реальности не каждого будут так воспринимать.

 

Эксперт настоятельно рекомендовал не делать из детей эгоистов и потребителей.  Опасно, если человек думает, что все вокруг ему должны. 

— Подросток должен трезво оценивать себя. Поддерживайте его, помогите ему развивать свои таланты, а не самомнение, — подчеркнул он.

Подводя итог разговора, психолог отметил, что подросткам стоит рассказывать о последствиях суицидального поведения. По статистике, 3–7 процентов попыток уйти из жизни заканчивается смертью. А сколько людей становятся инвалидами! 

Михаил Хасьминский напомнил всем об обращении к традиционным духовным ценностям. 

— Чем многие из нас заполняют пустоту в душе? Да чем угодно: тягой к красивой жизни, удовольствиями, сомнительными увлечениями, — вздохнул он.

Дружба, любовь, сострадание, помощь ближнему — вот те надежные опоры, которые наполнят жизнь смыслом и помогут в трудной ситуации.

Мифы о суицидальном поведении

Миф № 1. Самоубийство связано с социально-экономическим положением.

М. Хасьминский: 
«Это не так. В годы войны жизнь была гораздо тяжелее, но самоубийств было мало».

Миф № 2. Если человек хочет умереть, то его не остановить.

 М. Хасьминский: 
«Если человеком заняться, сбить «разрушающую программу» в его голове, то он не совершит самоубийства. Из своего опыта я могу назвать множество таких случаев, когда люди выбирали жизнь». 

Миф № 3. Самоубийство можно совершить легко и безболезненно.

 М. Хасьминский: 
«Суицид — это страшная боль, долгое и мучительное умирание. Если выжил, можно остаться инвалидом. После попытки самоубийства человека ставят на учет в психдиспансере, потом ему трудно сделать успешную карьеру, отношение к нему в обществе будет настороженным».   

Цифры и факты

3% россиян имеют суицидальный дискурс (вовлеченность, высказанность). В каждом классе есть один-два таких ребенка.

Из 100% решающих свести счеты с жизнью только 20% имеют серьезные отклонения в психике. 

До 70% самоубийц так или иначе давали знать о своих намерениях людям, которые их окружают. Но не были услышаны.

Автор: Елена СИНИЦЫНА

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER