Почему пензенских продуктов питания на полках магазинов становится все больше
            Многими продуктами питания регион не то что себя, но и других может обеспечит        
                            
            			Недавно в супермаркете стал свидетелем такого разговора. Одна дама сетовала на то, что у нас на прилавках много привозных продуктов.– Безобразие! – возмущалась женщина, глядя на египетский картофель.
Другая соглашалась.
Его величество ассортимент
Прошли времена, когда люди питались только тем, что производили или могли добыть. Сейчас все иначе. Сетевая торговля с ее огромными объемами закупок глобализировала продуктовый рынок, и теперь башкирский мед можно купить на Чукотке, а пензенский лимонад – в Дагестане…С другой стороны, и у нас присутствуют продукты из дальних краев, что, конечно же, неплохо. Ведь когда бы мы попробовали, к примеру, сахалинскую форель или оленину из Якутии? Для торговли изобилие на прилавках только в плюс.
– На полках нужен ассортимент, – говорит менеджер одного из сетевых супермаркетов города Николай Рогов. – Одними местными товарами здесь не обойтись.
Секрет успеха
И все же тема продвижения местных продуктов питания постоянно набирает обороты. Для них даже выделяют отдельные полки на витринах. Посыл ясен – поддержать местных производителей, для которых выход в федеральные торговые сети весьма затруднителен по многим причинам.
– Сейчас на долю собственных продуктов питания у нас приходится до трети всего объема продаж, – продолжает Николай. – Лидируют молочные изделия, кондитерская и мясная продукция.
По его словам, у людей все популярнее товары из своего региона. И дело не только в качестве.
– В последние годы заметно подтянулся уровень упаковки и ассортимент, – объясняет менеджер.
Активно помогает в продвижении пензенской продукции и областная власть. Благодаря этой поддержке в регионе уже действует около 50 брендовых магазинов и двадцати отделов в торговых точках исключительно с товарами местного производства.
И сами поедим, и другим дадим
Многими продуктами питания регион не то что себя, но и других может обеспечить. Например, сахаром. Его у нас производится в 42 раза больше собственных потребностей!Аналогичная ситуация по мясу и мясным продуктам. Их производится в 4,6 раза больше, чем необходимо нашим жителям. Похожая цифра по выпуску подсолнечного масла (в 5,4 раза), молока и молочных продуктов (в 2,5 раза больше) и так далее. Даже грибов мы выращиваем столько, что хватит не только нашу, но и соседние области ПФО накормить, – около 6 тысяч тонн в год.
Безусловным лидером по поставкам за пределы области является кленовый сироп. Его производство в Бековском районе обеспечивает потребности почти всей России!
А что с овощами? Здесь ситуация хуже. Морковью, капустой, свеклой и другими продуктами «борщевого набора», кроме картофеля, мы себя не прокормим. Благо выручают поставки из других регионов, и недостатка в них нет.
А вот второго хлеба, несмотря на то что его производство в области за счет личных хозяйств сократилось за 15 лет примерно в три раза, мы выращиваем все-таки с избытком – в 2,3 раза больше своих потребностей.
Кстати, далеко не факт, что покупаемый, к примеру, воронежский картофель точно родом именно оттуда. Перекупщики часто перепродают с накруткой продукцию, приобретенную по осени у нас же.
Исторический кульбит
Вообще, подобная ситуация типична для многих продуктов питания. Касается это мяса, а также молока, которое возвращается в наши магазины в виде йогуртов, сливок и сметаны под известными брендами.Да взять ту же муку. В области нет крупных мукомольных производств, и поэтому часто глобальные производители этого товара, скупая у нас зерно, возвращают его нам в виде переработанной муки (с соответствующей накруткой, конечно).
Почему так происходит? Дело в том, что Пензенский регион раньше специализировался исключительно на фуражном, а не продовольственном зерне. Соответственно, и строить мукомольные комбинаты у нас было ни к чему.

– Сейчас ситуация меняется, – говорит заместитель председателя правительства – министр сельского хозяйства Роман Калентьев. – В настоящее время все больше хозяйств культивируют пшеницу продовольственных классов. Есть даже попытки выращивания твердого сорта 1-го класса, о чем раньше в наших широтах и мечтать не приходилось.
Вполне возможно, что и у нас скоро появится мука собственного помола. Отстаем мы по внутренним потребностям и в производстве пищевых яиц.
– Исторически сложилось так, что в свое время в соседней Мордовии было открыто крупное птицеводческое хозяйство, которое обеспечивало яйцами сразу несколько соседних регионов, – объясняет Роман Анатольевич.
Перспективная задача
Так что же надо сделать, чтобы мы приобретали больше пензенских, а не привозных продуктов питания?Выход один – увеличить глубокую переработку. Ведь, согласитесь, одно дело – продать сырой кусок мяса, и совсем другое – когда из него сделано несколько видов колбас. На этом пути наша область делает вполне уверенные шаги. Судите сами: если четверть века назад у нас едва перерабатывалось в готовый продукт 5–7 процентов продукции сельхозпроизводства, то сейчас – больше половины.
Для производителей это несомненный плюс, ведь тогда прибавочная стоимость сырья вырастает в разы. А значит, будет больше и прибыль, которую можно вкладывать в дальнейшее расширение производства.
События последних лет дали понять – продовольственная безопасность в России на высоте. В этом есть заслуга и пензенских сельских тружеников.
Автор: Анатолий ВОЛОДИН
Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER
Ссылки по теме
Другие материалы рубрики
 
                        Любовь с первого взгляда: история Руслана и Ильмиры Булатовых, которых связал ПГУ
В 2012 году они здесь впервые встретились. И началась череда удивительных совпадений 
                        Главред «Пензенской правды» Лариса Гулина стала победителем премии Бориса Максудова
В номинации «Печать» 
                        Режим работы Сбера 1 – 4 ноября
Банкоматы в зонах самообслуживания отделений будут работать в стандартном режиме 
                        Роман Обухов из Пензы завоевал «бронзу» чемпионата России по дартсу
В турнире принимали участие более 500 дартсменов 
                 
                        
 
                     
                     
                     
                     
                         
                         
                                                                                                                     
                         
                         
                         
                         
                         
                         
                         
                         
                         
                        