По ту сторону экрана: чтобы показать в селе фильм, пензячка ехала в пургу за кинолентой

Жительница Лопатино за свою жизнь пересмотрела тысячи фильмов

По ту сторону экрана: чтобы показать в селе фильм, пензячка ехала в пургу за кинолентой

Почетный кинематографист России Мария Павловна Фомина 35 лет проработала в киноиндустрии. С помощью проектора она делала жизнь окружающих насыщенной и яркой. 

За фильмами – на лошадях

Сейчас профессия киномеханика уходит в прошлое. А в начале 60-х годов в СССР повелители киноустановок были людьми весьма уважаемыми. Мария пришла в профессию, получив диплом Энгельсского училища. После учебы вернулась в родную Полчаниновку Лопатинского района.

15-летней девушке было нелегко работать в сельском клубе. Рабочее место – небольшая комнатка с узкими окошечками. В центре – два киноаппарата КН-15. Зимой  –  холод, а летом – нечем дышать.

– Света не было, киноустановка работала от мотора, который стоял на улице. «Движок» приходилось заводить вручную,– вспоминает Мария Павловна, – зимой руки примерзали к железу. Каждый день в любую погоду, даже в пургу, я ездила на лошадях в соседнюю деревню за новыми кинолентами. 

Когда из Кузнецкого кинопроката приезжала машина с фильмами, Мария разгружала и перетаскивала ценный груз вручную. Кинопленку перевози­ли в металлических бобинах, сложенных в ящики весом по 35 кг. В каждом – по 12 коробок. Ворочать тяжести хрупкой девушке приходилось в одиночку.

piqsels.com-id-suigq.jpg
Перед тем как крутить фильм, нужно было проверить сохранность пленки. Мария вручную перематывала бобину в поисках возможных повреждений. Рваную пленку склеивала. После этого вставляла фильм в кинопроектор, и сеанс начинался.

– Бывало, что пленка рвалась прямо во время демонстрации. Я очень нервничала из-за этого. Надо было незаметно склеивать место разрыва. К счастью, мне удавалось это делать очень быстро. Так что на мою работу жалоб не поступало, – улыбается Мария Павловна.

Кинопроектор на углях

Через несколько лет Мария вышла замуж и переехала с мужем в Лопатино. Здесь она устроилась киномехаником в районный Дом культуры. В местной кинобудке ее ждали два киноаппарата, каждый – с человеческий рост.

– В проекторе была угольная дуга, состоящая из двух стержней. Между электродами возникало высокое напряжение, получался яркий свет. От этих углей стоял треск, образовывалась копоть, – рассказывает Мария Павловна.

Но, по словам женщины, трудности ее не пугали. Сотрудники кинопроката «работали с задоринкой» и искренне радовались, когда в зрительном зале был аншлаг.

В кино – как на праздник

В 60-е годы для людей поход в кинотеатр был настоящим событием. На фильмы шли как на праздник, собирались семьями и большими компаниями.

– Кино для людей было отдушиной. После просмотра зрители выходили в приподнятом настроении, улыбались. Женщины особенно любили красочные индийские фильмы, которые помогали им на время забыть о семейных неурядицах. На этих картинах можно было и поплакать, и посмеяться, – вспоминает Мария Павловна.

iOGdFOHRJyU.jpg
В то время за билетом на индийские фильмы в кассы выстраивались огромные очереди. Зрительный зал Лопатинского РДК на 450 мест в дни показа был заполнен под завязку, люди стояли в проходах. Советские фильмы про войну, любовь, деревенскую жизнь тоже пользовались популярностью, но индийские картины «Бродяга» и «Материнская любовь» били рекорды посещаемости.

«Из фильмов исчезла душа»

Мария Павловна вспоминает, что каждый месяц им присылали репертуарный план. Работники кинопроката писали от руки афишу и вешали ее под стекло на улицу. Обеспечить немалые цифры посещаемости было непросто, приходилось зазывать людей в кинотеатры. Поэтому, помимо основной работы, Марии Фоминой надо было отправляться в школы, на предприятия и распространять билеты там.

В 60–70-е годы обычно организовывали по несколько киносеансов в день. До 16:00 крутили сказки и мультфильмы для детей, в 19:00  и 21:00  шло кино для взрослых. Так что работник кинопроката был загружен до 12 часов ночи.

В то время зарплата в киноиндустрии была небольшая – 40 рублей. Но все работали на совесть. За перевыполнение плана полагались премиальные.

В 90-е годы кинотеатры опустели, зрители стали смотреть фильмы дома, на  видеомагнитофонах, и киносеть закрыли. Мария Фомина уже много лет находится на заслуженном отдыхе. Сейчас она по-прежнему ведет активный образ жизни. 75-летняя женщина поет в местном хоре ветеранов «Серебряная прядь», помогает воспитывать двух правнуков, занимается садом.
Почетный киномеханик признается, что современные фильмы смотреть не любит.

xE0VW_oeizk.jpg
– По моему мнению, во многих сегодняшних фильмах нет души. Кино стало очень жестоким: на экране изобилие криминала, – сетует Мария Павловна.

А вот когда голубой экран показывает ленты ее молодости, она словно возвращается в прошлое и вспоминает большой зрительный зал, которому наша героиня дарила радость.

Кино возвращается

В Пензе большинство кинотеатров пережили тяжелые для отрасли времена. А теперь большое кино, пусть и не в тех объемах, что раньше, возвращается в районы Пензенской области. В этом году благодаря конкурсу Фонда кино по модернизации кинотеатров в малых и средних городах (с населением до 500 тысяч жителей)  по 9 миллионов на оснащение техникой для кинозалов получили четыре  района: Городищенский, Вадинский, Бековский и Нижнеломовский (на два зала). Конкурс проводится в рамках нацпроекта «Культура», инициированного  президентом Владимиром Путиным.

Автор: Инна МОТИНА

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER