По ту сторону экрана: чтобы показать в селе фильм, пензячка ехала в пургу за кинолентой
За фильмами – на лошадях
Сейчас профессия киномеханика уходит в прошлое. А в начале 60-х годов в СССР повелители киноустановок были людьми весьма уважаемыми. Мария пришла в профессию, получив диплом Энгельсского училища. После учебы вернулась в родную Полчаниновку Лопатинского района.15-летней девушке было нелегко работать в сельском клубе. Рабочее место – небольшая комнатка с узкими окошечками. В центре – два киноаппарата КН-15. Зимой – холод, а летом – нечем дышать.
– Света не было, киноустановка работала от мотора, который стоял на улице. «Движок» приходилось заводить вручную,– вспоминает Мария Павловна, – зимой руки примерзали к железу. Каждый день в любую погоду, даже в пургу, я ездила на лошадях в соседнюю деревню за новыми кинолентами.
Когда из Кузнецкого кинопроката приезжала машина с фильмами, Мария разгружала и перетаскивала ценный груз вручную. Кинопленку перевозили в металлических бобинах, сложенных в ящики весом по 35 кг. В каждом – по 12 коробок. Ворочать тяжести хрупкой девушке приходилось в одиночку.

Перед тем как крутить фильм, нужно было проверить сохранность пленки. Мария вручную перематывала бобину в поисках возможных повреждений. Рваную пленку склеивала. После этого вставляла фильм в кинопроектор, и сеанс начинался.
– Бывало, что пленка рвалась прямо во время демонстрации. Я очень нервничала из-за этого. Надо было незаметно склеивать место разрыва. К счастью, мне удавалось это делать очень быстро. Так что на мою работу жалоб не поступало, – улыбается Мария Павловна.
Кинопроектор на углях
Через несколько лет Мария вышла замуж и переехала с мужем в Лопатино. Здесь она устроилась киномехаником в районный Дом культуры. В местной кинобудке ее ждали два киноаппарата, каждый – с человеческий рост.– В проекторе была угольная дуга, состоящая из двух стержней. Между электродами возникало высокое напряжение, получался яркий свет. От этих углей стоял треск, образовывалась копоть, – рассказывает Мария Павловна.
Но, по словам женщины, трудности ее не пугали. Сотрудники кинопроката «работали с задоринкой» и искренне радовались, когда в зрительном зале был аншлаг.
В кино – как на праздник
В 60-е годы для людей поход в кинотеатр был настоящим событием. На фильмы шли как на праздник, собирались семьями и большими компаниями.– Кино для людей было отдушиной. После просмотра зрители выходили в приподнятом настроении, улыбались. Женщины особенно любили красочные индийские фильмы, которые помогали им на время забыть о семейных неурядицах. На этих картинах можно было и поплакать, и посмеяться, – вспоминает Мария Павловна.

В то время за билетом на индийские фильмы в кассы выстраивались огромные очереди. Зрительный зал Лопатинского РДК на 450 мест в дни показа был заполнен под завязку, люди стояли в проходах. Советские фильмы про войну, любовь, деревенскую жизнь тоже пользовались популярностью, но индийские картины «Бродяга» и «Материнская любовь» били рекорды посещаемости.
«Из фильмов исчезла душа»
Мария Павловна вспоминает, что каждый месяц им присылали репертуарный план. Работники кинопроката писали от руки афишу и вешали ее под стекло на улицу. Обеспечить немалые цифры посещаемости было непросто, приходилось зазывать людей в кинотеатры. Поэтому, помимо основной работы, Марии Фоминой надо было отправляться в школы, на предприятия и распространять билеты там.В 60–70-е годы обычно организовывали по несколько киносеансов в день. До 16:00 крутили сказки и мультфильмы для детей, в 19:00 и 21:00 шло кино для взрослых. Так что работник кинопроката был загружен до 12 часов ночи.
В то время зарплата в киноиндустрии была небольшая – 40 рублей. Но все работали на совесть. За перевыполнение плана полагались премиальные.
В 90-е годы кинотеатры опустели, зрители стали смотреть фильмы дома, на видеомагнитофонах, и киносеть закрыли. Мария Фомина уже много лет находится на заслуженном отдыхе. Сейчас она по-прежнему ведет активный образ жизни. 75-летняя женщина поет в местном хоре ветеранов «Серебряная прядь», помогает воспитывать двух правнуков, занимается садом.
Почетный киномеханик признается, что современные фильмы смотреть не любит.

– По моему мнению, во многих сегодняшних фильмах нет души. Кино стало очень жестоким: на экране изобилие криминала, – сетует Мария Павловна.
А вот когда голубой экран показывает ленты ее молодости, она словно возвращается в прошлое и вспоминает большой зрительный зал, которому наша героиня дарила радость.
Кино возвращается
В Пензе большинство кинотеатров пережили тяжелые для отрасли времена. А теперь большое кино, пусть и не в тех объемах, что раньше, возвращается в районы Пензенской области. В этом году благодаря конкурсу Фонда кино по модернизации кинотеатров в малых и средних городах (с населением до 500 тысяч жителей) по 9 миллионов на оснащение техникой для кинозалов получили четыре района: Городищенский, Вадинский, Бековский и Нижнеломовский (на два зала). Конкурс проводится в рамках нацпроекта «Культура», инициированного президентом Владимиром Путиным.Автор: Инна МОТИНА
Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER
Ссылки по теме
Другие материалы рубрики

Пензенцев предупредили о риске опасных болезней после купания в водоемах
Медики объяснили, чем может закончиться купание в запрещенных местах
Министр Василий Ложкин ответил, будут ли в Пензе запрещать самокаты
Также одной из тем разговора стала защита населения от мошенниковСпектакль «Штурм Зееловских высот» (2025): пензенский актер Алексей Водопьянов поделился историей деда
Кузнецкий хирург Мамыко рассказал о сложнейших операциях в своей практике
Роман Толкарёв: ведущий из Пензы стал восстребованным актером в Москве
День без зависимости: психолог Домнин рассказал, как победить пагубные привычки

Водителя из Наровчата лишили прав за отказ от медицинского теста
Сельчанин опротестовал решение суда
Ветераны СВО могут бесплатно научиться востребованной профессии
Учащихся поддержат кураторы, а специалисты образовательного провайдера проконсультируют по вопросам карьерных траекторий
Пензенские атлеты завоевали три медали на первенстве России
Тренируются спортсмены под руководством Дениса Башкирцева