Петр Тамбовцев из Вадинского района прошел до Австрии и брал в плен немецкого генерала

Пареньку, призванному на фронт в 17 лет, многое пришлось повидать в годы Великой Отечественной войны

Петр Тамбовцев из Вадинского района прошел до Австрии и брал в плен немецкого генерала

Юношу мобилизовали и отправили в Селиксу, где размещались военные лагеря. С 1 ноября 1941 года по январь 1942-го он обучался в составе 37-й запасной стрелковой бригады. 

Селикса и Купянск 

Петр Васильевич вспоминал: «Выстроили всех в землянке, разделили на две группы. Комиссия, посовещавшись, направила меня во вторую группу, а первую отправили на фронт, под Москву. Никого из них я потом нигде не встретил... Нам же обратно выдали гражданскую одежду».

Повторный призыв был в августе 1942 года. Из воспоминаний Петра Тамбовцева: «Попал опять в Селиксу, в маршевую роту автоматчиков, поставили командиром отделения. Проводил из бригады два набора, а с третьим направили и меня на фронт. 

Выехали поездом в апреле 1943 года. На станции Вапнярка близ Купянска собрались три эшелона. Уже смеркалось, когда в воздухе появились два самолета. В вагоне стали спорить, чьи они — наши или немецкие. Самолеты развернулись и начали бросать мелкие бомбы, а затем расстреливать эшелоны из пулеметов.
Человек 200 они положили, уцелевшие бросились в разные стороны, подальше от вагонов. Потом нас собрали всех и увезли до Купянска, там выгрузили и отвели в посадки. Вечером отправили дальше. Прошли мы километров десять, как в небе появилось штук тридцать немецких бомбардировщиков: они летели бомбить Купянск. Вовремя мы оттуда убрались...».

Пешком на фронт  

Новобранцев распределили по заставам и стали обучать пограничному делу. Через месяц Петра Тамбовцева вызвали на сборы снайперов, два месяца учили меткой стрельбе из снайперской винтовки. 

И только после этого отправили на фронт — опять пешком!

«Дней десять шли, — вспоминает Петр. — Наконец-то услышали голос артиллерии и поняли, что фронт близко». 
Парень рвался в бой на передовую в качестве снайпера, но его снова определили учиться — на курсах младших командиров в Днепродзержинске. Через три месяца он получил звание сержанта.
И тут начался его боевой путь в составе 134-го пограничного полка войск НКВД. Пролегал он по Украине, Молдавии, Румынии, Болгарии, Югославии, Венгрии и закончился в Австрии (Вена). 

Большую часть пути пришлось топать своими ногами, а остальное — на чем придется: на машинах, лошадях, велосипедах. Трудные и длинные дороги преодолевали в полном боевом снаряжении, несмотря на холод, жару и всякие другие жизненные трудности. 

«Переходы делали в основном ночью, а днем были привалы, — писал в своих воспоминаниях Петр. — Всю трудную дорогу за передовыми частями нашей армии мы выявляли диверсантов, шпионов, ракетчиков и всякую прочую нечисть, которая мешала фронту всякими пакостями». 

Принимали как братьев

Петр Тамбовцев в своих записях отмечал не только военные дела. Редко, но вспоминал и какие-то бытовые подробности. Например: «В Кишиневе у мальчика купил крупную грушу. До сих пор я не пробовал больше таких вкусных и мягких груш».

Не чужды были бойцу и эмоции: «Прошли Румынию, дальше была Болгария. Здесь нас принимали очень радушно, как братьев».

3 сентября 1944 года 134-й пограничный полк НКВД, наступая совместно с частями Красной Армии, овладел городом Рущук (Руссе). Подразделения полка на правом берегу Дуная вели борьбу по ликвидации мелких групп противника и обеспечивали охрану подступов к переправам.

«За отличные боевые действия по овладению г. Рущук 134-му пограничному полку приказом Верховного Главнокомандующего от 27 сентября 1944 г.  присвоено наименование «134-й пограничный Рущукский полк войск НКВД», — пишет Петр. —  Всех участников этих боев наградили медалью «За освобождение Болгарии». 

Генералы из люка 

Из Болгарии сделали переход в Югославию, из Югославии на подводах проехали через всю Румынию и прибыли в Венгрию. Добрались до Будапешта, где как раз была окружена немецкая армия во главе с командующим генерал-полковником Пфеффером. 

«В один из дней в 12 часов ночи подняли нас по тревоге и приказали выдвигаться на окраину города Буда. Мы быстро отошли, на окраине леска заняли оборону и никого не пропускали ни в город, ни из города, — вспоминает Петр. — Под утро в одном месте прорвались немцы и углубились в лес, там у нас в доме стоял станковый пулемет. И вот они, как угорелые, пошли на этот дом толпой, в темноте, не обращая внимания на уговоры с нашей стороны. 

Утром, когда все стихло, оказалось много убитых — человек 300, остальные вернулись в город, где напали на наш госпиталь, всех раненых покололи штыками и ножами, сестер тоже не пощадили. 

В городе шли бои с прорвавшимися немцами. Откуда они берутся, было непонятно, но днем выяснили, что через люки из подземной канализации. Поставили охрану у каждого люка с пулеметами. В нашем расположении тоже был люк, оттуда доносилась немецкая речь. После наших предупреждений, что выхода нет, они с поднятой белой тряпкой стали вылезать из люка. Выстроили их, оказалось 1400 человек во главе с главнокомандующим генералом Пфеффером. Он и весь штаб были в солдатской форме, только фуражки генеральские — человек 20. Солдат повели в лагерь военнопленных, а генералов — в штаб своего полка. Пограничники по этому поводу шутили: «Храбрый генерал прошел огни и воды, но застрял в канализационной трубе». 

После Победы  

Победу Петр Тамбовцев встретил в Австрии, в Вене. Но война для него не окончилась: служба продолжалась в Литве, где бойцы Красной Армии помогали восстанавливать советскую власть, боролись с разными группировками и бандами.



Затем наш герой был переброшен на Дальний Восток, служил на Курильских островах 2,5 года, на Южном Сахалине. В июне 1949 года был демобилизован в запас. 

В мирной жизни строил мосты, дороги, работал в системе связи, в охране газопровода. Растил вместе с женой Евдокией троих сыновей. Радовался внукам, а их семеро! 

По просьбе одной из внучек Петр Васильевич и написал воспоминания, которые процитированы в тексте. Заканчиваются они так: «В 1984 году по возрасту дали мне пенсию 60 рублей в месяц. Потом заболел, лежал 11 месяцев в Пензе. Пригласили на комиссию, дали вторую группу инвалидности. Пока продолжаю болеть и в настоящее время нахожусь на излечении. 

P. S. Леночка, прости, если что не так написано, да неграмотно, если исправить не сможешь, мамку с папкой пригласи, они подскажут. 
Все — целую вас всех. Ваш деда». 

Награды сержанта Петра Тамбовцева: орден Отечественной войны II степени; медали «За боевые заслуги», «За взятие Будапешта», «За взятие Вены», «За освобождение Болгарии», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.».

Автор: Геннадий ТАМБОВЦЕВ

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER