Первый класс, родители, и для вас: советы психолога

Еще неизвестно, кому труднее будет — взрослым или детям!

Первый класс, родители, и для вас: советы психолога

1 сентября приближается, и перед родителями встает вопрос: как подготовить ребенка к школе? А мы решили помочь родителям подготовиться к первому классу. Еще неизвестно, кому труднее будет — взрослым или детям! 

Мотивация на учебу

— 1 сентября — начало новой ступени в жизни ребенка, которую сложно, но очень интересно преодолевать. Это всегда определенные переживания для школьников, их родителей, учителей. Стоит как следует подготовиться к этому дню. Для адаптации учеников начальных классов, которые уже знают, что такое 1 сентября, кто их учителя и одноклассники, акцент нужно сделать на вхождении в рабочий ритм: наладить режим дня, еще в августе раньше ложиться спать и раньше просыпаться, — советует директор центра начального образования института регионального развития психолог Ольга Сосновская.   

Ребенку в начальной школе требуется 9–10 часов сна — это обязательный минимум. За 4 часа до отхода ко сну нужно исключить все, что возбуждает: шумные игры, телевизор и компьютер, тяжелую пищу, громкую музыку.

Сложнее всего, конечно, первоклассникам.
— Главным для младших школьников становится развитие желания учиться. К семи годам игровая мотивация перестает быть ведущей — на первый план выходит жажда знаний. Не нужно пугать ребенка будущими трудностями. Создавайте позитивный психологический настрой, воспитывайте интерес к школе, развивайте настойчивость, трудолюбие, умение доводить дело до конца, — советует Ольга Сосновская.

Гиперопека ни к чему 

— Психологическая подготовка к школе не должна начинаться за неделю или за две до учебного года. Это долгая и планомерная работа, — говорит доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой общей психологии ПГУ Всеволод Константинов. — Ребенок — зеркало детско-родительских отношений. То есть то, что происходит между мамой и папой в семье, он в итоге отрабатывает в своих поведенческих реакциях в школе. Если родители спокойны и позитивно настроены, ребенок будет относиться к школе точно так же.

Стоит ли тотально контролировать процесс учебы ребенка? Нужно ли сидеть над ним «коршуном», когда он ленится делать уроки? 

Психолог советует постепенно дистанцироваться от контроля. Ребенку обязательно нужно собственное пространство, в котором он отвечает за свои действия и принимает решения. Если родители приучат ребенка в первом классе к контролю и помощи, скорее всего, это будет продолжаться все годы обучения в школе и превратится для пап-мам в ад, а для чада — в опасность на всю жизнь остаться зависимым и слабым. Вам это надо? 

Не спешите наказывать

Что делать, если малыш, вернувшись из школы,  заявляет, что он туда больше не пойдет, ему там не понравилось? 

— Эта ситуация более характерна для учеников пятого-шестого класса. Первоклашка в стрессовой ситуации станет в первую очередь выдавать психосоматику, то есть начнутся проблемы со здоровьем. И здесь все зависит от того, как сами родители относятся к школе, к педагогу, — говорит эксперт. — А вот если причина в назревающем конфликте, то взрослым важно разобраться в ситуации. Допустим, учитель сообщает маме, что ребенок с кем-то подрался. Что мама делает? Не разбираясь, начинает ругать ребенка. Это неправильная реакция, которая может вообще обесценить отношение ребенка к школе до 11-го класса. Учитесь слушать и слышать своих детей.  

Загружайте в меру 

Всеволод Константинов советует не отдавать первоклашек сразу в десять секций.
— Ситуация, когда день ребенка расписан по минутам, а родители разрываются между школой, работой, секциями и домашними делами, нежелательна. В таких условиях мамы и папы так увлечены гонкой, что не могут понять, какое занятие по-настоящему нравится ребенку.

Взрослым важно понять, не получается ли так, что через ребенка они реализуют свои неисполненные желания и увлечения. Многие думают: ах, вот если бы я в свое время окончил музыкальную школу, это было бы моим преимуществом сейчас. Ах, если бы я в совершенстве владел английским языком, как бы это пригодилось мне в жизни. Но это ваша история! К ребенку это не имеет никакого отношения. 

Родители, которые сейчас ведут первоклашек в школу, жили и учились совершенно в иных  социальных условиях. И не стоит ничего из своего прошлого и нереализованных желаний переносить на ребенка. Наблюдайте за ним, слушайте его, чтобы понять, давайте ему свободу для проявления интересов и желаний. И не стремитесь увидеть его лучшим или как все. Пусть он будет самим собой. 

Родителям на заметку

  • Любите ребенка, слушайте его, считайтесь с его мнением.
  • Школьникам необходимо  9–10 часов сна.
  • Не считайте, что, раз отправили ребенка в школу, за его воспитание отвечают теперь учителя. Главные воспитатели — родители. 
  • Гиперопека лишает ребенка чувства ответственности, что может распространиться на всю его жизнь. 
  • Чтобы ребенок не боялся контрольных и вообще оценок в дневнике, он должен быть уверенным, что в случае провала дома его поймут и не станут ругать. 
  • Еще до школы родители должны выстроить с ребенком такие отношения, чтобы он в любой момент мог подойти и поделиться проблемами. Если у него сложности, то ему обязательно нужно дать выговориться, поделиться эмоциями и чувствами.
  • Оценивать и критиковать следует не ребенка, а его поступки.  
  • При ребенке не высказывайте негативного мнения о школе и учителях.
  • Не сравнивайте своего ребенка с другими детьми и их успехами.
  • Все достижения ребенка важны. Хвалите его чаще за них.

Автор: Елена СИНИЦЫНА

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER


Популярное