Пензячка Наталья Каресли рассказала о своей жизни в Сирии и о кинематографе

После первого успеха в кино и 36 лет на чужбине она вернулась на родину — в Пензу 

Пензячка Наталья Каресли рассказала о своей жизни в Сирии и о кинематографе

Про такие судьбы говорят: прожила как будто несколько жизней. Наталья Каресли родилась и выросла в Пензе. Окончила Всесоюзный государственный институт кинематографии, училась у двух великих советских актеров — народных артистов СССР Бориса Бабочкина и Алексея Баталова. 

Во ВГИКе познакомилась с Мухамедом Каресли, студентом еще одного великого советского кинематографиста Александра Згуриди. 
Впервые снялась в кино, когда была студенткой третьего курса, а после окончания ВГИКа начались съемки на киностудиях «Мосфильм», «Ленфильм», им. Довженко, «Беларусьфильм», студии «Дефа» (ГДР). 

Казалось, впереди большая и яркая жизнь в кинематографе. Но девушка выбрала другую судьбу... 
Успевайте учиться 

— Как вам, провинциалке, удалось поступить во ВГИК? В те времена все девочки мечтали стать актрисами.

— Началось с того, что классе в четвертом мне стало скучно на уроках арифметики, я пририсовывала цифрам глазки, ножки, ручки, а еще много читала, причем не по возрасту: в 11 лет — «Тихий Дон», чуть позже — «Братьев Карамазовых». С седьмого класса занималась в драмкружке Дома пионеров №2 у прекрасного педагога Анны Сергеевны Соловьевой, а после школы поехала в Москву поступать в театральное училище. В первый год дальше второго тура меня не пропустили, и я поступила в Пензенское культпросветучилище на театральное отделение. А через год — снова в Москву. 

Во ВГИК на прослушивание я попала случайно — просто проезжала мимо, решила попробовать и... прошла все туры, меня приняли в актерскую мастерскую Бориса Андреевича Бабочкина. Главный урок Бориса Андреевича, который я усвоила на всю жизнь: что бы ни случилось, важно и в прямом, и в переносном смысле ровно держать спину. 

К сожалению, через год наш любимый мастер умер. Руководство курсом передали Баталову. Алексей Владимирович учил нас быть внимательными к деталям, создавать атмосферу на площадке, наслаждаться процессом репетиций. «Успевайте учиться, — говорил он, — здесь у вас невероятная свобода. Выбирайте любые отрывки, играйте! Может быть, потом, за всю актерскую жизнь вам не посчастливится получить такие роли». 

По вгиковской традиции студентов актерского факультета приглашают в курсовые и дипломные работы однокурсники — будущие режиссеры. Так в мастерской народного артиста СССР Александра Згуриди я познакомилась со своим будущим мужем Мухамедом Каресли. Когда пришло время ему уезжать на родину, в Сирию, я без раздумий отправилась следом. 

Я опоздала родиться 

— За десять лет работы в кино вы сыграли почти полтора десятка ролей. Какими они были? 

— Еще во время учебы во ВГИКе меня позвали на одну из главный ролей в фильме «Узнай меня». Тогда я поняла, о чем говорил Баталов: «Репетируйте!». На съемочной площадке репетиции были технические, не для артистов, артист там не был главным. 

Мне всегда говорили, что у меня старомодная внешность. Я опоздала родиться… В фильм «Родные», например, меня приглашали на главную роль. А потом извинились и перевели на роль второго плана. Им нужна была девочка с комсомольским задором.

В 1977 году я подписала договор с киностудией «Дефа». И вдруг узнаю, что заинтересовала Никиту Михалкова: ему нужно было молодое окружение главных героев. У Михалкова я была готова сниматься в любой, хоть в самой крохотной, роли! Но было уже поздно что-то менять, я уехала на съемки в Берлин. 

В «Эзопе» у меня был уникальный случай партнерства — Валентин Гафт. Он поддержал меня, когда я совершенно растерялась на съемочной площадке. Ничего не получалось, вокруг звезды, режиссеру не до меня, я в отчаянии. А Валентин Иосифович в перерыве подошел и сказал: «Молодец, хорошо работала!»



Любимых киноролей нет. Большой школой стала для меня работа на дубляже и озвучании. Нередко на роли в кино приглашали людей без актерского образования, их приходилось переозвучивать, и мне довелось стоять у микрофона, работать в тонателье рядом с Алисой Фрейндлих, Олегом Басилашвили, Олегом Борисовым, Александром Демьяненко, Людмилой Чурсиной.

Охранная грамота 

— И все это вы без сожаления оставили ради мужа...

— Замуж я выходила за человека, который был мне интересен, я точно знала, что мы сумеем работать вместе, во всем будем друг другу опорой. И я спокойно уехала. 

В Сирии меня сразу взяли на радио, в русский отдел, где я проработала 15 лет, вела передачи о культуре. 

В Советском культурном центре предложили детскую театральную студию. Советские жены сирийцев — русские, украинки, молдаванки, казашки… Все — члены русскоязычной диаспоры. Дети из таких семей, как мы их называем, «половинки», любят все, что связано с родиной их матерей. Ставила я с ребятами по два спектакля в год. 

А потом началась война. Выходишь из дома — и не знаешь, вернешься или нет. С козырька магазина нога оторванная свешивается... Пришла домой — обувь в крови: проходила там, где недавно был теракт. 

Исламистские группировки правили бал. Во время рождественских праздников небезопасно было ставить наряженную елку у окна — могли обстрелять. Руководитель компании, где я работала, сказал мне: «Надо сделать детям праздник». Он выделил деньги и на подарки, и на костюмы. 

Я быстро собрала команду в русскоязычной общине Дамаска. Мы поставили спектакль в школе для детей героев, павших за Родину. Сирийские солдаты помогали оформлять сцену. Так было положено начало проекту «Мы вместе». Шел он в несколько этапов: мастер-классы, концерты, театрализованные представления. 

За годы войны сделано было немало. Это помогало не отчаиваться. Видимо, и впрямь работа — охранная грамота в самые тяжелые времена. 

Возвращение домой

— Вы вернулись в Пензу. Почему не в Москву или Санкт-Петербург?

— В ноябре 2019 года не стало мужа... Моя сирийская семья была особенной, творческой. Муж — режиссер, преподавал в театральном институте, готовил ассистентов режиссеров, актеров по системе советской школы, снимал фильмы, писал книги, ставил спектакли, вел на телевидении передачи о советском и российском кино. Мама мужа Экбал Нажи-Каресли была первой сирийской женщиной-художницей, организовавшей в Сирии свою персональную выставку. Брат мужа, Валид Каресли, тоже был художником. 



Сирия — страна богатых культурных традиций. У меня сохранились там и профессиональные, и крепкие дружеские связи. Это правда, что можешь пригодиться не только там, где родился. 

И все же дом для меня — Россия. Да просто-напросто к березкам хочется, чтобы видеть их каждый день! 

Я просто вернулась домой. Сейчас у меня счастливый отрезок пути, когда есть возможность никуда не спешить, никому не быть обязанной. Все, что случается сейчас, — это естественно. 

— Но без дела вы не сидите! 

— Скоро год, как я вернулась в свое измерение, в свой город. Сразу попала на ваш кинофестиваль (Наталья была членом зрительского жюри XIII кинофестиваля «Мужская роль». — Авт.), случилась театральная работа с Ольгой Кузьминой, в радиопрограмме Сергея Пономарева читала стихи к юбилею Дины Злобиной. А еще хочется смотреть спектакли, бывать на концертах, выставках. В Пензе появились новые театры, арт-пространство Дом Бадигина, интересный проект в Музее одной картины. 

Никогда ни о чем не сожалею. Можно жалеть, только если кого-то невзначай обидел. Или чему-то недоучился. А в остальном — это моя жизнь, мой выбор.

Автор: Светлана СТАРОСТИНА

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER

Введите слово на картинке