Пензенцы увидели в Узбекистане черный песок и получили горячий прием

Узбекистан, как машина времени: все города разные, на любой вкус

Пензенцы увидели в Узбекистане черный песок и получили горячий прием

Путешествие по Узбекистану в составе экспедиции «Современный этномир. Новые горизонты» под патронажем Пензенского отделения Русского географического общества подарило мне много впечатлений и несколько мгновений славы.

Коллектив подобрался отличный. Одиннадцать человек. Футбольная команда. Игорь Пантюшов — тренер, Ольга Ильина и Александр Курносов — нападающие, Наталья Андреева, Валерия Синиченкова и Татьяна Стаильская — полузащитники, Евгения Пискунова — центральный опорный хавбек, два фланговых защитника Олег Ткачев и Сергей Стаильский. Себе я взял скромную позицию либеро (свободный защитник). И, конечно же, вратарь Анвар Мейлиев, он же наш проводник и знаток плова.

Машина времени 

Надо заметить сразу, что Узбекистан — это как машина времени: все города разные, на любой вкус. Первым мы посетили Ташкент. Город, который был сметен с лица земли землетрясением 1966 года. Все древние памятники были разрушены.
 
И вот тогда в Республику Узбекистан поехали русские: строители, инженеры, врачи, учителя, военные. Поехали восстанавливать город. И, по сути, Ташкент построен заново. Я, человек, рожденный в СССР, попал обратно в свое детство. Отличный аттракцион. Всем советую.
Еще я понял, что узбеки — замечательные ребята. Очень гостеприимные, не особо навязчивые (если вы не на рынке), уважающие вашу свободу. Узбек означает «сам себе хозяин».

Их гостеприимство мы испытывали на протяжении всей поездки. Начиная с самолета. Летели мы из Москвы в Ташкент «боингом» узбекских авиалиний. За бортом — минус 65, а в салоне — теплая дружеская обстановка, которая вот-вот перерастет в межнациональное застолье. 



Стюардессы развозили еду и напитки не переставая. Хочешь кашу — пожалуйста, желаешь плов с бараниной — да ради бога. Соки, воды, алкоголь в любом количестве. Того и гляди сейчас выйдут в салон из кабины самолета второй пилот и бортинженер и начнут танцевать какой-нибудь зажигательный национальный танец. 

И, кстати, прекрасно долетели. Никого не скрутили, никто пистолетом перед лицом соседа не махал и голым по салону не бегал.
В Ташкенте наши «нападающий» Ольга Ильина и «тренер» Игорь Пантюшов тут же посетили МИД России, а потом началось: встречи на разных уровнях, выступления, брифинги, концерты, круглые столы, очень круглые столы.

Плюс 26 по Цельсию 

Пробыв в Ташкенте несколько дней, мы поехали в Самарканд. 480 километров, и на протяжении всего пути земля вокруг была вспахана и на ней что-то там постоянно росло. Я, тот еще агроном, определил хлопковые поля, виноградные, и все. В Узбекистане земля очень ценна, поэтому и такое бережное отношение к ней. 

Еще был длиннющий дынный рынок. Едешь по трассе едешь, а ему ни конца, ни края нет. И все дыни, дыни и арбузы. 
Самарканд поразил древними постройками и температурой воздуха. Например, 2 декабря было плюс 26 по Цельсию. Поэтому ходили мы в маечках и, кстати, без масок. 

Интересно то, что в Узбекистане я не чувствовал на себе давления пандемийной истерии. А после недели нашего пребывания там вообще официально объявили, что вирус побежден! Может быть, воздух у них там волшебный, может, эфемерный дух Амира Тимура, а может, реальный самаркандский коньяк помог узбекской медицине.

Как быть в Самарканде и не посетить знаменитый рынок? Правильно – никак. Совет номер один: ни в коем случае перед походом на восточный базар не следует наедаться. Даже наоборот, нужно идти туда вовсе не евши и пешком, чтобы нагулять еще больший аппетит. Потому что, как только ты туда попадаешь, тебя начинают кормить.  Лимоны, хурма, халва, специи, курт (не путать с Кобейном, это маленькие соленые шарики из молока), орехи, разные орехи и все, что можно из этих орехов сделать, солености, пряности, вкусности известного и неизвестного происхождения. 

Попробуй халвы!

Мы зашли на этот огромный рынок со стороны, где торгуют халвой. Смысл всей игры состоит в следующем: первый игрок медленно продвигается по игровому полю, а второй всячески мешает этому разными изощренными способами. Например, начинает предлагать перепробовать за раз все виды халвы и всерьез обижается, если слышит отказ. Здесь отказ от угощения — это немедленный бан и вылет из игры. Гейм овер, товарищи! Поэтому, чтобы играть, надо соблюдать правила.

Я честно играл. Перепробовал у одного продавца всю халву, запивая «ташкентским» чаем (черный и зеленый чаи, заваренные с лимоном и сахаром), потому что выяснилось, что никто в мире халву без чая не ест. 

Минут через 20 передвинулся на следующую игровую клетку или даже на две — и все началось сначала: «Брат, куда же ты, вот попробуй халвы!» И это было только начало рынка...



Обязательно прочитайте второй совет по посещению восточного базара. Вообще это малопригодное место для русского среднестатистического мужчины. Но если уж он туда попал, то следует держаться поближе к женщине, лучше к знакомой, а еще лучше — к нескольким, и чтобы хотя бы одна из них немного разбиралась в тонкостях восточного базара. 

И вот еще что, держите лайфхак от Валеры Синиченковой: когда к вам подбегает ребенок или несколько детей и начинают на своем языке бормотать, мол, денег давай, и дергать за руку, то надо весело сказать: «Давай я лучше тебя петь научу», — и они моментально куда-то исчезают.
Может быть, эта фраза на узбекском звучит как: «Я тебя сейчас в милицию сдам»? Это неизвестно, но работает! 

Я почувствовал себя Джоном Ленноном

Переезд в Бухару (около 300 километров) ознаменовался песчаной бурей. Первый раз в жизни я ехал через пустыню. И это совсем не так, как в мультиках: желтый песочек, одинокая пальма и медленный верблюдик. Нет. Каракумы — черный песок, похожий на потрескавшийся асфальт. 

Песчаная буря может продолжаться час, а может длиться три дня. Ощущения довольно странные. Как будто начался апокалипсис и никак не заканчивается. Время в этом песке останавливается. Час за два. На непривычных людей это действует весьма угнетающе.
Наша буря длилась недолго. Наутро ее уже не было. Но зато весь город лежал под слоем пыли...
Хочется сказать пару слов о том, как нас принимали. Жители всех трех городов прекрасно и даже с некоторым азартом отнеслись к нашим выступлениям. Что касается именно группы «Мариванна», то на миг я почувствовал себя Джоном Ленноном.

Дело в том, что молодые люди, услышав одно наше выступление, узнавали, где будут следующие, и приезжали на них. Я даже стал некоторых узнавать. 



Наш Instagram пополнился десятками узбекских подписчиков. Вот думаем теперь замутить какую-нибудь движуху между нашими русскими подписчиками и узбекскими.

Тамерлан и Ленин 

Узбекистан наполнен всевозможными мифами и легендами: о башнях, с которых красотки прыгали, не дождавшись своих любимых, и о ферганском шелке, и о ручье на вершине Гиссарского хребта.

Узбеки довольно часто сейчас муссируют вопрос о Владимире Ильиче Ленине. О вожде мировой революции. Вернее, о памятнике ему. 
Узбекские заинтересованные граждане спрашивают у общественности: где памятник Ленину? Почему мы не чтим память о человеке, которому обязаны появлением своей республики и в итоге государства?

И правда интересно: почему? В Самарканде стоит памятник Тамерлану, который довольно свободно обращался с племенами, населяющими территорию современного Узбекистана: то головы порубит всем и красиво сложит в большую пирамидку, то в кипятке сварит и прочие глупости сотворит. 

А Ленину памятника нет. Ленину, который объединил эти самые племена, подарил им землю, запатентовал как республику и в конце концов назвал все это Узбекистаном. Дал этим людям такое гордое название – «сам себе хозяин».
Вот такими современными легендами сейчас интересуются в Ташкенте и Самарканде.

Что мы успели за 12 дней

Участвовали в 15 мероприятиях, не считая фотовыставок. Проехали около 800 км. Обрели много друзей и фанатов нашего творчества. 
Узнали об узбеках и о Узбекистане интересные факты и легенды. Посмотрели достопримечательности, которые находятся под охраной ЮНЕСКО. Съели столько плова, сколько не ели за всю жизнь. 

Несколько мещанских строк для любителей статистики. Узбекские деньги называются сумы. Железных денег нет. У них там миллионы, как у нас в девяностых. Самый дешевый бензин стоит 70 рублей за литр. А проезд в общественном транспорте — 12 рублей.

Шампур шашлыка из баранины и любого другого мяса стоит 110 рублей в среднем. Бутылка самаркандского, самого лучшего, по мнению самих узбеков, коньяка – 230 рублей. Конечно, есть и дороже. Это, как говорится, на любителя.




Автор: Владимир ГЕНЕРАЛОВ

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER

Введите слово на картинке