Пензенцам рассказали, почему в исторические здания ставят пластиковые окна

Жители области болезненно воспринимают любые новшества в облике старинных зданий. Но иногда это единственный способ спасти исторические памятники

Пензенцам рассказали, почему в исторические здания ставят пластиковые окна

В Пензенской области новые здания нередко соседствуют со старинными, многие из которых — исторические памятники. Одни радуют глаз свежим ремонтом, а на другие без слез не взглянешь... Жители губернии любят свою каменную и деревянную старину, а потому так неравнодушны ко всем переменам. 

А хочется как встарь

На вопросы читателей в приемной «ПП» ответил начальник областного Департамента по охране памятников истории и культуры Александр Понякин.

— Александр Алексеевич, что в Пензе творится с памятниками старины? К одним историческим зданиям иногда делают пристрой, в других вставляют пластиковые окна. Разве законодательство не требует максимально сохранять исторический облик таких памятников? — возмущалась Ольга Мигунова из Пензы. 

— Большинство любителей старины хотели бы, чтобы здания сохранялись в аутентичном виде. Но Федеральный закон «Об объектах культурного наследия», которым мы руководствуемся в своей работе, не всегда ставит такие жесткие рамки. Памятники нельзя перемещать, сносить, менять их конструкцию. Но надо учитывать еще и современные требования пожарной безопасности, энергоэффективности, функционального использования и т. д.

Поэтому при реставрации надо понимать, что является отличительной чертой памятника. Если это фасад, то с задней стороны допустимы какие-то пристройки на основе соответствующего проекта. Но каждый конкретный случай рассматривается отдельно.

iXto4aAKF6s.jpg

Многие считают, что в старинных зданиях в оконные проемы надо как раньше вставлять стекла и закреплять их деревянными штапиками. Но по современным требованиям энергосбережения допустимы только стеклопакеты. Конечно, деревянные предпочтительнее пластиковых, но и последние допустимы.

Иногда вообще приходится разбирать здание чуть ли не в полном объеме и потом кропотливо восстанавливать его, буквально отстраивать заново, как это было с Пензенским планетарием. Это лучше, чем совсем потерять его из-за ветхости конструкций.

И преимущества, и обязательства

— Я предприниматель. Хочу открыть офис в центре Пензы, но цены на новые здания кусаются, а вот старинные особнячки порой можно приобрести значительно дешевле. А какие обязательства налагает такое имущество? — спросил Виктор, проживающий в Городе Спутнике. 

— Практика передачи памятников культуры и истории в собственность или долгосрочную аренду распространена в нашей стране и показала свою эффективность. Дело в том, что многие объекты культурного наследия не могут использоваться государством или муниципалитетами в силу технических, финансовых или организационных причин. И часто единственным выходом становится передача их добросовестному частному инвестору, у которого имеются ресурсы для проведения работ по ремонту и реставрации. Собственник в течение семи лет должен сделать проект, отреставрировать здание, подключить коммуникации и приступить к использованию. Но имейте в виду, что статус объекта культурного наследия — это обременение. То есть на собственника налагаются определенные обязанности: например, все ремонтные, реставрационные работы надо будет делать через проектные решения, согласовывать с нашим Департаментом. И содержать такое здание дороже и хлопотней, чем обычное. Действовать по принципу «Это мое, что хочу, то и делаю», тут не получится.

Можно пойти по другому пути: взять объект культурного наследия в долгосрочную аренду (на 49 лет). Если здание находится в неудовлетворительном состоянии, арендная плата будет равняться одному рублю в год. Но только при условии, что будут проведены ремонтные работы.

Памятник за забором

— Недавно к нам приезжали родственники с Дальнего Востока. Показывали им Пензу, и гостей очень заинтересовал памятник родителям Владимира Ленина на территории гимназии № 1. Но подойти и рассмотреть его детально не удалось, так как учебное заведение обнесено забором. Разве это правильно, что к известным памятникам нельзя подойти близко? — возмутилась Наталья Зименкова из Шемышейского района.

Александр Понякин отметил, что забор вокруг вышеуказанного здания поставили еще в XIX веке, когда здесь был Дворянский институт. Но замечание по сути справедливое.

— В данной ситуации один закон накладывается на другой, — отметил он. — Гимназия является действующим учебным заведением и должна быть огорожена. А с другой стороны, здание относится к объектам культурного наследия и к нему должен быть свободный доступ. Вопрос решается по согласованию с собственником. Например, если экскурсионная группа хочет осмотреть памятник, надо заблаговременно написать письмо на имя руководителя гимназии с просьбой назначить дату и время для осмотра.

xYahj4AdZRA.jpg

— У нас родители в Каменском районе. Часто ездим к ним через село Загоскино. Там находится прекрасная усадьба. Всегда из окна машины любовалась ею. А сейчас это место так заросло, что здания вообще не видно. Почему там не наведут порядок, не восстановят усадьбу и не откроют ее для посещений? — спросила Ольга Ивановна из Пензенского района.

— На территории нашей области расположено около 50 усадьб, и состояние многих из них оставляет желать лучшего. Восстановить все такие объекты за счет федерального, а тем более областного бюджета не­реально. Поэтому вся надежда на инвесторов, которые возьмут это на себя.

И усадьбе в Загоскино в этом плане повезло. Сейчас здание передано частному лицу. Собственник намерен привести в порядок прилегающую территорию. Поэтому усадьбу снова будет видно с дороги. Возможно, постройка тоже станет составляющей туристических маршрутов. 

aaAZzX_jdpA.jpg

Цифра

В Пензенской области насчитывается 409 памятников истории и культуры. 

Основная масса объектов — 175 — в Пензе. Около 30% из них находится в неудовлетворительном состоянии: требуют текущего ремонта или серьезной реставрации. 


Автор: Елена СВЕРДЛОВА

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER